Вероятно, после этой статьи коллеги закидают меня тапкам или тухлыми помидорами, но своё мнение я озвучу.
Однажды в выходной день мы сидели в гостях за праздничным столом с моей приятельницей. Вокруг все шутили, смеялись, обсуждали насущные вопросы, и вдруг она мне шепчет:
-Так неловко, но мне пора уходить.
-Почему так рано? - удивилась я.
-Мне ещё два проекта к школе нужно успеть сделать.
Ответить на это мне было нечего. У приятельницы двое детей, оба школьники (8 лет и 11 лет) и она делает за них "проекты", потому что сами они не умеют. Не умеют формулировать тему, не умеют искать и отбирать необходимую информацию, не умеют работать в текстовом документе, не умеют создавать презентации, ... . Не умеют, потому что их этому не научили.
И здесь возникает вопрос: кто должен всему перечисленному научить детей?
Проект – временная целенаправленная деятельность, направленная на получение уникального результата.
В школе я работаю уже 27 лет. Всё это время была твёрдо убеждена, что научить детей создавать проекты - это задача учителя + посильная помощь родителей.
Поясню. Я, как учитель, должна дать понимание детям, что такое проект, как спланировать работу над ним, где искать информацию, какие средства использовать, как самому оценить созданный продукт, как подготовиться к выступлению для презентации своего продукта. Моя задача - обучение и сопровождение проектной деятельности.
В чём заключается помощь родителей? Они должны дать разрешение на поиск информации в сети Интернет и при необходимости проконтролировать. Сходить с ребёнком в библиотеку, в музей, в театр, ... В то место, которое поможет ему получить необходимые знания, впечатления для реализации своего проекта. Помочь ребёнку подготовить средства, с помощью которых будет реализован его проект.
Всё! Дальше - работа учителя и ученика. Пусть криво, не слишком эстетично, часто из подручных материалов, зато своими руками и для пользы дела.
Было время, когда во мне прочно сидел комплекс неполноценности, потому что у коллег детские проектные продукты - это красиво оформленные, распечатанные на цветном принтере лепбуки, макеты, яркие презентации, изобилующие анимацией и т.п. А у моих учеников - самостоятельно раскрашенные, склеенные, кривенькие, простенькие.
Вслух я, конечно, ничего не говорила, а в душе кричала - зачем эта красота, сотворённая руками взрослых? Где здесь ребёнок с его самостоятельностью, самореализацией, ответственностью за результат? Этого ничего не было в тех продуктах. Ярмарка тщеславия, одним словом.
От комплекса меня избавило посещение начальной школы в Дании в 2017 году. Я увидела их выставку детских проектных работ! С тех пор меня не смущал вид проектных продуктов моих учеников.
И вот недавно я прослушала вебинар о проектной деятельности в начальной школе, где уважаемый автор одного из учебников окружающего мира рассказывал об организации проектной деятельности. В его выступлении постоянно звучала фраза: "Родители должны научить...".
В качестве примера он привёл ситуацию из своей жизни и рассказал, как обучал внучку созданию презентаций. Это очень здорово, когда родители помогают своим детям и обучают их полезным навыкам. Но это при условии, что родители сами владеют этими навыками.
Когда я слушаю вебинар или читаю статью/книгу на профессиональную тематику, всегда примеряю на себя. А как это возможно реализовать в моём классе, с моими детьми? Я сильно сомневаюсь, что хотя бы половина родителей моего класса сможет научить своего ребёнка созданию презентаций.
Кстати, уже в 1 классе мои дети учатся создавать презентации для своих выступлений. И делают они это в классе, под моим руководством. Не все сразу, конечно, но в итоге научится большинство из тех, кому это интересно.
Работать по учебнику уважаемого автора, который сумел научить свою внучку создавать презентации, придётся многим учителям.
Мне жаль, что при этом многим родителям, как и моей приятельнице, придётся тратить своё время на бесполезную деятельность.
Презентация, поделка, макет, пластилиновый мультфильм или любой другой уникальный продукт деятельности ребёнка (группы детей) - это его ответственность. Задача учителя - научить, задача родителей - создать условия и оказать помощь, но не сделать проект за ребёнка.