Картина "Хрустальный шар" Джона Уильяма Уотерхауса написана в 1902 году. Смена эпох, смена приоритетов в живописи. Прерафаэлиты "сдают" свои позиции. На смену романтической сказке приходит безумие абстракционизма и неуправляемость импрессионизма.
Поэтому и картина "Хрустальный шар", выставленная в 1902 году в Королевской академии, не нашла положительных отзывов критиков.
А ведь картина прекрасна. Она словно переносит зрителя в волшебные времена, когда в мире еще верили в магию.
На картине изображена женщина, пристально вглядывающаяся в хрустальный шар. Что она пытается в нем увидеть? Прошлое? Будущее? Этого нам не дано узнать.
Лицо женщины задумчиво, даже можно сказать - сосредоточено.
В её образе узнаваема модель, которую Уотерхаус часто рисовал в своих картинах. Молодая брюнетка. И посмотрите на её волосы. Они собраны в гладкий пучок. Художник любил такой тип прически, не тратя много времени на изображение волос. Для него более важен был общий образ героини картины.
На этой картине на ней красное платье, соответствующее средневековой моде и легко струящееся по стройной фигуре. Как же хороша на нем вышивка, расположенная на рукавах и по верхней части лифа.
В её руках хрустальный шар - известный по многим легендам европейского Средневековья предмет, который якобы обладает магическими свойствами.
К сожалению, нам, зрителям, не дано увидеть то, что открылось взору героини картины.
Но ей, видимо, открылось. Ведь к этому занятию она подошла основательно. Недаром рядом с ней на столе лежит открытая магическая книга внушительного размера.
А рядом с ней предмет, часто используемый в магических ритуалах. Череп. С этим черепом на картине произошла забавная история.
Одному из владельцев картины чем-то не понравился череп, и по его указанию он был закрашен. Только недавняя реставрация вернула картине первоначальный вид.
Картина словно увлекает зрителя в волшебный мир. Обращает на себя внимание то, как Уотерхаус буквально по всему полотну размещает круги, полукруги и изогнутые линии, как бы увлекая смотрящего внутрь. И, конечно, его знаменитый шахматный пол, который тоже присутствует на многих картинах художника.
Волшебство картине придает и загадочный лес, который можно увидеть через овальное окно.
Что скрывается за ними? Это, как и будущее, не дано узнать. Но как бы не менялись времена, какие бы стили живописи не приходили на смену друг другу, всегда найдутся любители картин прерафаэлитов (к которым относился и Джон Уильям Уотерхаус), которые будут любоваться волшебными мирами, созданными этими художниками.