Многие люди сталкиваются с трудностями в сексуальной сфере.
Негативные установки в отношении сексуальности передаются от поколения к поколению. Значимые для ребенка взрослые часто отрицают свою сексуальную энергию и «делают вид, что сексуальности просто не существует».
Для сексуального поведения необходимо удовольствие. А у травмированного ребенка возникает запрет на удовольствие.
Пример из практики.
Разрешение от клиентки на публикацию получено, имя изменено.
Полине – двадцать шесть лет, Ее сексуальный опыт ограничен скромными мужскими ласками и поцелуями.
Девушка почти не чувствует возбуждения.
Она считает, что «удовольствие вообще получать нельзя!»
Взрослые часто пытаются убедить себя в том, что у детей нет сексуальных ощущений. Если ребенок проявляет интерес к своим гениталиям – он порочный, с ним что – то «не так». Детское любопытство воспринимается как извращение, «если малыш занимается онанизмом, что же с ним будет потом? В какое чудовище он вырастет?
Родительская фантазия рисует самые страшные последствия сексуального любопытства ребенка – промискуитет - беспорядочную смену партнеров, рождение ребенка «в пятнадцать лет», социальную изоляцию и прочее.
Немногим родителям хватает мудрости признать, что сексуальность — это естественная тема для детского любопытства. Интерес ребенка к телу - норма, а не греховность и развращенность. Ребенок стремится к познанию, экспериментированию со своим телом.
Тело ребенка принадлежит ему. Желание получать приятные ощущения – нормально. Ненормально, когда это желание афишируется, мастурбация происходит публично. Об этом и следует сообщить ребенку.
Например, так: «Ты можешь прикасаться к своему телу в любых местах и делать себе приятно. Но, есть правило. Это можно делать только в одиночестве, когда никого рядом нет».
Из реакции мамы, маленькая Полина сделала вывод – прикасаться к себе нельзя!
Ее страх перед собственным возбуждением - это страх утраты родительской любви.
В переводе c английского, секс - это ПОЛ. А сексуальность - проявление половой идентичности.
Полина в детстве вообще не понимала – кто она – девочка или мальчик. Родители считали, что дети –бесполые существа. И воспитывали дочку так, как будто у нее нет пола.
Представляя себя в детстве, Полина видит куклу - пупса, у которого между ног «ничего нет».
У мамы Полины были причины для отрицания сексуальности. И не только дочкиной, но и своей собственной. Она росла с отчимом, терпела его сексуальные домогательства, рано «сбежала замуж» за человека, которого совершенно не знала и не любила. В браке женщине опять пришлось терпеть, теперь уже «приставания» мужа. После рождения двоих детей и множества абортов, она разошлась с мужем и вышла замуж снова за человека, которому секс был «неважен».
Между супругами были дистантные, холодные отношения. Тем не менее, в этом браке родилась Полина. Как и любому ребенку, ей было важно «быть любимой». Девочка стремилась «угодить родителям», разделяя их установки.
Со слезами Полина вспоминает и «самую серьезную» сексуальную травму детства.
В пятилетнем возрасте она играла с двоюродными братьями в сексуальные игры. Дети рассматривали и прикасались к половым органам друг друга. Какой же ужас испытала Полина, когда младший брат «предал ее». В присутствии всех родственников на семейном празднике, громким голосом он позвал Полину играть в «трогалки» и «гляделки».
Трудно описать негодование родителей! Полина испытала такой страх, что навсегда запретила себе все, что связано с сексом. В ее сознании закрепилась мысль: «за сексуальным интересом следует наказание».
Когда Полине было пятнадцать лет, мама рассказывала девушке «страшные истории» о том, что ее могут поймать и отдать в сексуальное рабство. Но, Полина и без этого уже была достаточно испугана, она сама предпочитала находиться дома, избегая компаний, общения с ровесниками.
Очень редко Полина видела, что отец обнимает маму. Он это делал мельком, было видно, что мужчине неудобно проявлять нежность. А Полина радовалась, наблюдая за родителями.
Нам потребовалось немало встреч, чтобы Полина почувствовала себя свободной, открытой к отношениям, научилась чувствовать собственное тело. Сейчас девушка уже не боится, что родители отвергнут ее, если у Полины появятся сексуальные отношения. Она готова встретиться с родительским недовольством.
Девушка понимает, что ее роль дочери – это навсегда. Она остается «хорошей», любящей дочерью, имея собственные убеждения, свои правила и модели поведения.
Существует множество причин для отказа от сексуальной жизни. Их можно найти в терапии. Дать поддержку тому, что в нас заложено от природы,