Найти тему
Позвольте поделиться

Разговоры с призраками и чем это заканчивается

Вы знаете сколько переводов Гамлета на русский язык существует? Пару лет назад насчитывалось около 50 вариантов. А исполнителей и постановок? Я лично видела шесть разных. Что-то очень классическое, а что-то сильно экспериментальное. «Мой Гамлет» режиссера Татьяны Стрельбицкой действительно очень личный, не слишком классичный, но яркий и экспрессивный.

Какой из вариантов перевода положен в основу постановки, сложно сказать. Услышала и фразы из варианта Пастернака и из варианта Радловой. Но я не большой шекспировед и все 50 версий не читала, могу только предполагать, что авторство текста порой бывало и за актерами. Когда артист впускает в себя образ, он перестает быть собой, герой говорит его устами. И по большому счету тут уже играет роль слитность с персонажем, перевоплощение, и если оно произошло, зритель безоговорочно верит происходящему на сцене. Стас Мотырев, исполнявший роль Гамлета, великолепно с этим справлялся.

-2

Огромное отличие данной постановки от других — это действительное приближение героев к дню сегодняшнему. Не за счет костюмов и дешевых трюков с реквизитом, а за счет значительного сокращения действующих лиц и проработки значимых, с точки зрения режиссера, сцен и эпизодов. Из героев оставлены центральные (про Гамлета уже сказано): Горацио,Офелия, Лаэрт, Клавдий, Гертруда. Дотошный зритель скажет: допускаю отсутствие стражников, слуг, приятелей Гамлета Розенкранца с Гильденстерном, но как же Полоний? Режиссер предлагает ответ: он так привык прятаться за коврами и шпионить, что его не видно. Полоний в постановке стал закадровым персонажем, мы слышим лишь его голос. Но есть же еще и Призрак, с ним-то что? И тут оригинальное решение: слова Призрака мы слышим из уст Гамлета. Дух покойного овладел им, и этот разговор одержимого чужим эгрегором тела одна из самых сильных сцен спектакля.

Начинается действие с игры в жмурки. Трое друзей Гамлет, Горацио и Лаэрт подшучивают над водящей Офелией. И это выглядит так очаровательно, да еще и музыкальное сопровождение, напоминающее шум ветра и звон колокольчиков, кажется рядом с ними резвятся эльфы и феи. В пьесе не один раз упоминается о дружбе Гамлета с Горацио, да и с Лаэртом в прошлом его связывали дружеские отношения, поэтому сцена выглядит совершенно логичной и ненадуманной. Офелия в исполнении Ланы Крымовой — легкое воздушное создание, в ней столько нежности и непосредственности, что ей невозможно не увлечься. Она с взаимностью и искренностью отвечает на ухаживания Гамлета. Подростковая влюбленность, где нет места расчету и взрослым увещеваниям, что можно допускать в отношениях, а что нельзя.

Но Гамлет меняется. Его меняют события: смерть отца и такое быстрое забвение матерью своего супруга. Мама вышла замуж. Ревность и обида за этот поступок. А тут еще Призрак со своим рассказом о вероломном убийстве и требованием клятвы отмстить. Из романтичного юноши Гамлет становится человеком, главной целью жизни которого является месть, какая уж тут Офелия. Едкие желчные слова при разговоре с совсем недавно любимой девушкой. Нестабильная подростковая психика Офелии дает сбой. Насколько там она сошла с ума, непонятно, но то что процент самоубийств у тинэйджеров много выше, чем в других возрастных группах, современная статистика подтверждает. Что еще больше делает Офелию похожей на современных подростков, то что в этом эпизоде ее костюм меняется, и из девочки-эльфа она превращается в панк-героиню, представительницу субкультуры, явно выпадающей из понятия нормальности для большинства.

Об Офелии погоревали, но «пепел Клааса стучит в мое сердце»! Злодея следует покарать. Как и когда? Только не во время молитвы, сам за такой поступок попадешь в ад. Надо выждать, но выждать не дает Лаэрт, примчавшийся мстить за смерть своего отца Полония. Лаэрт у актера Дмитрия Саврасова-Перельмана получился разноплановым: приятель и друг Гамлета вначале; ровный уважительный, но не подобострастный, при разговоре с Клавдием; братский слегка назидательный при прощании перед поездкой с Офелией; кипящей страстью и жаждой отмщения при возвращении. Месть ослепляет и распаляет, толкает на резкие поступки.

Лаэрт не читал Дюма и не знает, что месть — это блюдо, которое подают холодным. Да что Лаэрт, Шекспир не читал. Его герои обжигающе нетерпеливы и горячи. Холодным представлен только Клавдий (и закадровый Полоний). Вот тут расчет и коварные планы. В исполнении Олега Лебедева-Бовольского не верится в страсть по отношению к Гертруде, тут только желание короны, слишком малоэмоциональным и рациональным получился образ.

Гертруда в исполнении Евдокии Германовой изящная и надломленная. Ощущается, что она была когда-то очень похожей на Офелию (возможно поэтому Гамлет так сильно запал на девушку). Ей повезло прожить с сильным оберегавшим ее супругом долгую жизнь (вон какого пацана вырастили). Но смерть выбила ее из привычной колеи. Привыкши жить за кем-то, она без оглядки принимает предложение Клавдия. Скорей найти опору и смысл дальнейшего существования, ведь не в выросшем же сыне он. Именно так для себя я объясняю скоропалительность ее решения о браке. В немногих репликах героини на сцене проскакивает огонь ее души, и это то, что сближает ее с сыном, как и какие-то тихие фразы, казалось бы сказанные только ему и услышанные только им.

-3

Кому еще не пропела од? Денису Макееву, исполнявшему роль Горацио. Именно Горацио рассказывает Гамлету о Призраке отца, явившемся пообщаться с сыном. Хотя Гамлет пытается иронизировать над Горацио, именно полумистический тон повествования, с которым артист ведет свой рассказ, убеждает Гамлета прийти на встречу с Призраком. А дальше все завертелось...

Получилась интереснейшая постановка. Я ее смотрела в пространстве Галереи Крафт-Павлова в Армянском переулке. Импровизированная сцена, зрители и артисты рядом, не разделенные огнями рампы. Задником сцены было огромное окно. Порой возникала мысль, а как бы это смотрелось оттуда, не стоит ли и там поставить стулья? И в этом небольшом пространстве вибрации актерской игры, мне кажется, доходили до каждого (меня пробивало точно).

Спектакль закончился, но думаю, что пока не закончилась ретроспективная выставка исторических фото, связанных с постановками "Гамлета" разных времен на различных сценах. Эксперимент с постановкой, заставил Галерею Крафт-Павлова посмотреть на новое направлением деятельности - театрализованные представления в галерейном пространстве.

Я же буду следить за как за событиями в Галерее, так и за Фондом Мастерская Татьяны Стрельбицкой, так мне понравилось то, что получилось у нее как режиссера.