Найти тему

«Птенцы Русского стиля» – Удар Гаевского

Читатель АНТОН прислал ссылку на видеоролик с просьбой прокомментировать. Смотрим:

https://www.youtube.com/watch?v=1M2K8OiUwI0

Прежде всего хочу сказать, что тема мне понятная, можно сказать родная. Так называемый «острый удар» я учил еще в далеком 79-м. Это был базовый удар второго стиля каратэ в моем обучении. На тренировки к нам ходил ученик Олимпийского чемпиона по метанию ядра. Пацан был ростом за метр девяносто и весом около 120 кг. Плюс спортсмен. И было у нас «любимое» упражнение – все стояли в шеренгу, тренер проходил вдоль шеренги и бил в пресс, после чего все слегка корчились. А тут в шеренге метатель ядра – пузо вперед, морда самодовольная. А тренер проходит вдоль шеренги как по конвейеру. Тык-тык – идет ритмичные удары в пресс. Тык – метателю ядра, а тот просто сделал шаг назад, и невозмутимо опять встал в строй, пока все остальные пытаются прийти в себя. Тренер от такой наглости затормозил и вернулся обратно. А наглец как ни в чем не бывало опять сложил руки на затылке – «типа бей». Вся группа замерла. Ну тренер и тыкнул ему точно также, безо всяких дополнительных усилий. И тут 120-кг спортсмен начал приседать, пытаясь вернуть дыхание и прийти в себя. В этом стиле каратэ был специальный удар, который как раз и предназначался для пробивки пресса.
Кстати, Гаевский показывает удар, когда пальцы опущены вниз и не собраны в кулак. Именно так и учили тсуки, учили бить удар с опущенными пальцами без кулака.

Но перейдем к теме. А тема как бы хитрая. Среди всяких мастеров БИ есть такая «шутка» не «шутка» - не знаю как назвать. На самом деле это цирковые трюки для учеников. Фокусы. Ученикам показывают всякие обычные с виду вещи, но с волшебным результатом. Ученики в ауте от восторга. Думают – это какое-то волшебство или уникальное мастерство, и смотрят преданными газами на мастера.

А все намного проще. Надо смотреть не только на внешнее исполнение приема, а скорее на внутреннее. Вот смотрим:

https://www.youtube.com/watch?v=rSJVwecaQtM

https://www.youtube.com/watch?v=BsEWrXHyES8

У этих ударов одна единственная суть. Кстати, ученикам предлагается расслабляться, но это как бы отвлекающий маневр. На самом деле мастер работает своим весом. Если кто следил за моими статьями, то я говорил, что есть удары массой тела, а есть удары весом тела, и это разные вещи. Работа весом – это умение увеличивать свой вес в момент любого технического действия: удара, блока, захвата. Гаевский работает именно весом тела, расслабление здесь имеет чисто внешний видимый эффект. Это со стороны все выглядит расслабленным и слабым, а по факту тут работает совсем не детская сила. Аналогичная система применяется в Годзю-рю и Уэчи-рю.

Вторая тема удара – это продавливание. То есть удар до противника летит расслабленным и слабым, а в момент контакта с телом начинает набирать силу и давить, стараясь войти во внутрь. И вход во внутрь тела противника осуществляется одновременно с увеличением веса тела. Поэтому давление на тело противника возрастает многократно. В этом и секрет - как внешне расслабленным ударом повалить противника.

Третья тема – метод продавливания. Вот смотрим дополнительно:

https://www.youtube.com/watch?v=BZ8IWAv40RU

Я этот метод продавливания тела противника знаю как метод Тайцзы цюань. Хсинг-и тут тоже рядом стоит. Суть метода в том, что рука должна двигаться независимо от того, есть препятствие на пути движения или нет. Это особая методика. В ТЦЦ она еще на дыхание завязывается. В ТЦЦ руку двигает выдох, а в Хсинг-и – Воля. Физические усилия не рассматриваются, ими не пользуются.

Так что – вот и весь секрет волшебства сносящих и пробивающих ударов. Хотя это один из секретов.

Дальше возвращаемся к острому удару. Еще раз привожу этот ролик:

https://www.youtube.com/watch?v=1M2K8OiUwI0

Итак. Лампасы, лампасы. Кто знает, что такое лампасы на генеральских штанах, или на штанах полковника. Мы эту тему еще не разбирали. Но лампасы показывают нервно-энергетический канал, который идет по внешнему боку ноги. Тайский лоу-кик, который «сушит» ногу, это как раз удар по лампасу. Аналогичные «лампасы» есть и на руках. Они начинаются от точки, где заканчивается мышца плеча и идут до точки, где начинается локтевой сустав. Вся эта линия – набор болевых точек. Это так называемые болевые линии. Они как правило идут по краю мышц.

Поэтому Гаевский без проблем наносит свой коронный удар в болевую линию. Поскольку это линия, а не точка, создается впечатление, что куда этим ударом не ткни, везде такой результат будет. Но это не совсем так.

Особо обратите внимание, что, когда Гаевский наносит так называемые «напряженные» удары, он не увеличивает свой вес и не продавливает тело ученика. Поэтому такие удары просто рикошетят, не создавая больших проблем. Зато «свои» удары он выполняет, как будто его к полу прибили, и он при этом хочет весь мир проткнуть.

В остром ударе Гаевского – последняя хитрость – это смещение траектории удара уже в теле противника. То есть удар по факту рвущий. Он втыкается, идет вовнутрь, а потом стремиться сквозь тело противника вырваться наружу, разрывая все на своем пути. Если подобный удар нанести по болевой линии, то даже минимальное проникновение вызовет болевой шок. Типа черкнул по руке – и противник загнулся. Но это не карандашом черкнуть, это ножом полоснуть – вот в чем секрет.

И на все это еще можно навесить энергетику, о которой я говорил, что она заложена в Русском стиле. Если это сделать, то мастер станет еще сильнее, а ученики еще слабее и податливее.

И тут есть интересный момент, который в определенной степени подтверждает мою правоту.

Смотрим 1 мин 50 сек ролика про острый удар. Мастер объясняет суть острого удара, как удар, наносимый под углом 45 градусов. И тут надо понимать следующее. Суть наклона удара в том. что удар должен быть рвущим. Под уклоном он как раз и будет рвать. Но! Угол 45 градусов имеет минимальное рвущее воздействие.

Мастер понял, что сказал что-тоне то, поэтому на 2 мин 45 сек начинается тема о том, что в момент удара надо локоть чуть опускать вниз, чтобы угол уменьшить градусов до 30.

Однако нигде на видео мы не увидим у мастера ударов с понижением локтя и угла. Он сразу бьет примерно под 30 градусов. Выводы делайте сами.

В данной статье у меня не было задачи оценивать систему Гаевского в целом, нужно было проанализировать только удары, что я и сделал.

Вообще же, должен сказать, что у мастеров разных вариаций русских стилей можно много чему научиться. Стоит ли их систему брать за основу? Это другой вопрос.

Ну и как не вспомнить мой любимый русский стиль Медведя. Удары Гаевского – из стиля Медведя. Правда не на 100 %. Но все же…