Найти тему
АиФ-Черноземье

Семья огнеборцев. Тамбовский пожарный – о благородной мужской профессии

   Виталий Жадан вместе с отцом Иваном Феодосьевичем.
Виталий Жадан вместе с отцом Иваном Феодосьевичем.

Когда мы говорим о сохранении исторической памяти, в первую очередь нужно вести речь о преемственности поколений. Ведь если сын видит достойный пример отца, то перенимает не только его опыт и знания, но и отношение к жизни, чтобы затем передать детям, и так укрепляется семейная нить.

Есть немало достойных примеров таких династий в разных профессиях и сферах, но сегодня, накануне Дня пожарной охраны России, который традиционно отмечается 30 апреля, мы расскажем вам о трёх поколениях семьи, посвятивших свою жизнь важному и при этом опасному служению – борьбе с огнём.

   Тамбовские пожарные на учениях. Фото:  АиФ
Тамбовские пожарные на учениях. Фото: АиФ

Папина красная машина

В редакции дожидаемся нашего героя – заместителя начальника отдела пожаротушения и аварийно-спасательных работ ТОГКУ «Пожарно-спасательный центр» Виталия Жадана. По телефону он говорит, что возвращается к нам из Моршанского района. Весна – жаркая пора во всех смыслах, когда даже небольшая случайная искра может стать причиной серьёзного пожара. Виталий Иванович, имея богатый опыт борьбы с огнём, охотно делится накопленными знаниями, постоянно бывая в разных уголках нашей области.

И вот мы встретились, чтобы поговорить об опасной и подлинно мужской профессии.

Редактор «АиФ-Тамбов» Сергей Доровских: Виталий Иванович, расскажите о вашей семье:

Виталий Жадан: Мой отец – Иван Феодосьевич, родом с Украины, а мама Людмила Ивановна – сибирячка. В юности по комсомольской путёвке по зову сердца они выбрали Дальний Восток. Там – в городе Петропавловск-Камчатский, и родились с разницей в год мы с братом. Мама работала детским участковым врачом, а отец поначалу, не имея образования, устроился в порт докером, а позже по совету друзей решил пойти работать в пожарную охрану. Начинал в отряде технической службы – ремонтировал автомобили, затем стал и водителем. Параллельно пошёл учиться, окончив училище в Иркутске, получил звание лейтенанта и свою первую должность – начальника караула. Постепенно трудом, самоотдачей он прошёл большой путь от должности к должности, дослужившись до заместителя начальника УПО по Камчатскому краю и окончив службу в звании полковника.

– Видя пример отца, вы и решили пойти по его стопам?

– Когда был маленьким, мне нравилась его красная пожарная машина, я любил примерить каску, боёвку, но, честно, потом перестало нравится, потому что отец брал меня на работу и оставлял в служебной машине, где его приходилось ждать порой часами. После окончания школы встал вопрос – куда идти учиться. Тогда все мои сверстники грезили мореходным училищем. Но был и другой вариант, который предложил отец, – поступить в Санкт-Петербургскую высшую пожарно-техническую школу МВД. Я основательно готовился к экзаменам, подтягивал математику, и в итоге поступил, попал в северную столицу.

– Она вас удивила?

– Первые два курса я её вовсе не видел, потому что мы жили на казарменном положении, и эти годы пошли мне в зачёт армейской службы. Но затем – да, были три года со свободным выходом в город, и я с удовольствием вспоминаю то время. Если бы судьба давала возможность, вернулся бы в прошлое и повторил. Нам, выпускникам, предлагали потом варианты работы – в разные уголки страны и с хорошим обеспечением, но я выбрал вернуться на Камчатку. Там и начал работать в главном управлении ГПС МВД РФ по линии организации службы и профессиональной подготовки.

Первый пожар

– Признайтесь: отец сильно помогал в карьере?

– Исключительно хорошими советами. Ни разу я не воспользовался тем, что отец занимал высокую должность, и он сам подчёркивал, что мне нужно всего добиться самому. Постепенно у меня начало получаться, я стал заместителем начальника пожарной части, где получил незаменимый опыт, ведь нужно было выезжать и руководить тушением пожаров.

– А вы помните выезд на самый первый пожар?

– Да, горело судно «Катран» – большой морозильный траулер, со сложной планировкой, случилось загорание в машинном отделении. Снаружи был сильнейший холод, ветер, а на палубу невозможно было наступить – плавилась подошва сапог. Помню, когда поднялось первое звено, начальник караула снял маску, и у него отслаивалась кожа с лица! С того дня я навсегда понял, насколько страшен пожар. Было ещё много выездов, но тот первый останется в памяти навсегда.

– Расскажите, как вы попали в Тамбов?

– Всё началось с того, что мои родители, выйдя на пенсию, вместе с сослуживцами стали выбирать, куда бы перебраться, как говорят на Камчатке, «на материк». Выбор пал на Тамбов – привлёк климат, да и многое другое. Сыграла роль и правительственная программа переселения северян, тогда государство оплатило значительную часть при приобретении жилья. В селе Бокино есть улица Камчатская, но немногие знают, что названа она потому, что на ней живут те самые переселенцы, построив коттеджи на новом месте. Название для улицы сельсовету предложил как раз мой отец. Он многое сделал, чтобы место это стало благоустроенным, разбил прекрасный сад. Я же дослужился постепенно до заместителя начальника центра управления силами – начальника службы пожаротушения ГУ МЧС России по Камчатскому краю. Вышел на пенсию в 38 лет и решил перебраться в Тамбов, к родителям.

Внук примеряет каску

– У вас ведь есть сын, он тоже выбрал профессию огнеборца?

– Да, Валерий отслужил в армии, заочно учится и скоро окончит тот же университет в Санкт-Петербурге, где учился и я. Летом защищает диплом. Он живёт на Камчатке, служит в пожарной части пожарным. Постоянно созваниваемся, в Тамбов часто приезжает, ездим на рыбалку. Я недавно посчитал, сколько лет наша семья, если посчитать вместе, служит в пожарной охране: получилось восемь десятков! Да, ещё и внук подрастает, который тоже любит примерять каску пожарного!

   Сын Виталия Валерий также выбрал стезю пожарного. Фото:  АиФ
Сын Виталия Валерий также выбрал стезю пожарного. Фото: АиФ

– Получается, уже и четвёртое поколение подрастает?

– Именно так! Пожарный – это не просто профессия, настоящее призвание, это должно быть в крови! Бывает, едем с отцом, видим – пожарная машина проносится, он разворачивается и – за ней! Говорит: давай посмотрим, как ребята отработают! Что касается меня, уже на гражданской службе стараюсь передать опыт, который получил за столько лет службы. Здесь, на Тамбовщине, приходилось не раз брать руководство тушением, участвовать в ликвидации пожаров, например, в дачных массивах, гаражных кооперативах и, частном секторе.

– Вы и общественной работе внимание уделяете?

– У нас создана ветеранская организация при ГУ МЧС России по Тамбовской области, где я как член совета ветеранов исполняю роль казначея. Отмечаем праздники, юбилейные даты, обязательно приезжаем к ветеранам с подарками и цветами. На 9 мая наряду с военнослужащими выставляем на параде свою «коробку» от «Пожарно-спасательного центра»! Уделяем особое внимание сотрудничеству с Всероссийским добровольным пожарным обществом (ВДПО). Также я вхожу в состав квалификационной комиссии, которая определяет профпригодность специалистов пожарной безопасности.

– Что пожелаете коллегам в профессиональный праздник?

– Каждый тревожный выезд – это испытание силы духа и профессионализма. Нет ничего благороднее, чем спасение человеческих жизней, и во все времена в пожарной охране служили самые смелые мужчины. Коллегам и особенно нашим ветеранам мне хочется пожелать крепкого здоровья, спокойствия, мира и добра в семьях и благополучия! И, как говорится, сухих рукавов!