Из издания авторства г-на Собко Н. П. "Словарь русских художников..." Т. 1, 1893, узнала несколько любопытных фактов о художниках, имена которых так или иначе связаны с Крымом. Сегодня про мариниста и баталиста в одном лице - Ивана Константиновича Айвазовского.
Всякий талант многогранен! Может быть поэтому Айвазовский помимо того, что сам начал рисовать всё и везде без всякого обучения, он же сам научился играть на скрипочке. Эта скрипочка, а точнее исполнение одной мелодии Айвазовским, сыграло роль в появлении оперы "Руслан и Людмила":
Около того же времени А[йвазовский]. сблизился с кружком Брюллова-Кукольника-Глинки, где, если и бывали оргии, то велись и художеств. беседы, процветали музыка и пение, происходили разные чтения; там, между прочим, и А[йвазовск]ий играл на скрипке кой-какие из слышанных им в былое время въ Крыму восточных мотивов, пригодившиеся потом Глинке при сочинении некоторых нумеров его оперы „Руслан и Людмила“.
Этому автору - Айвазовскому, приписывают тысячи полотен. В "Словаре" по 1892 г. упомянуто 675 полотен, которые были написаны как в Крыму, так и в Санкт-Петербурге и Европе. На самом деле их, как минимум, на порядок больше. Полотна писались по заказу, продавались и просто так дарились, а вот часть из них была передана в благотворительных целях.
В 1854 году, когда разворачиваются события Восточной (Крымской) кампании, Айвазовский, будучи армянином и, вероятно, немножко турком (в третьем или четвертом колене), был по-настоящему русским и внес свой посильный вклад в поддержание действий по отражению агрессии со стороны Британии, Франции, Турции и Королевства Сардинии:
Пять картин, выставл. в Симферополе в пользу раненых воинов и их семейств; в Севастополе—в зале Благородного Собрания; в Петергофе—на даче И. А. Лазарева (до 5 авг.) и в СПб.—в д. Мин. Внутр. Дел, в пользу „Женск. Комитета для вспомоществов. недостат. семействам воинов, назнач. для защиты столицы и Прибалт. берегов“, и воспроизведенные в литографии одним художником:
205. „Синопский бой днем“. 1 (оставл. за собою. „Синопский бой ночью“.).
207. „Начало боя парохода Владимиръ съ турецк. пароходомъ Первас-Бахри“.
208—9. „Конец боя тех же пароходов“ и „Привод Первасъ-Бахри на буксире в Севастополь“.
У Айвазовского, оказывается, было несколько "портретов" Пушкина. Нет, не портретов, а картин, в которых был весьма условно изображен поэт. Почему условно? Да потому что Айвазовский был отличным маринистом, ему даже подчинились зимние российские пейзажи, но вот портретистом он не был ни разу. Поэтому единственный по-настоящему "портретный" Пушкин, как известно, был написан Айвазовским в соавторстве с Ильей Репиным.
484. „Пушкин на ю. берегу Крыма“ (собств. кн. П. П. Вяземского).
485. „Пушкин у Гурзуфских скал в Крыму“ (снимок во „Всем. Иллюстр.“ 1881, № 672, с. 417, и 1887, № 941, с. 88).
Картина, выставл. в пользу „Общества для пособия нуждающимся сценич. деятелям“ в СПб. (на Невском просп., № 52)—с 26 сент. по 1 нояб., и в Москве (в „Общ. любит. худож.“)— с 14 нояб. 1887 по 16 янв. -1888:
628. „Пушкин на берегу моря“ (ппс. вместе с И. Е. Репиным) (снимок во „Всем. Иллюстр.“ 1887, № 982, с. 340—1).
627. „Пушкин на берегу Крыма, близь Гурзуфа и Партенита, с семейством Раевских“ (из поэмы Некрасова „Русск. женщины“).
А еще были «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца», «Пушкин и Раевская у моря в Гурзуфе», «Пушкин у скал Аю-Дага», «Пушкин среди скал. Закат» - всего около 20 картин с главными персонажами - морская стихия и Пушкин. Нашла не так много, увы...