Найти тему

О спектакле "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"

Московский Молодёжный театр В. Спесивцева

В театрах я бываю не особенно часто. И дело даже не столько во времени и деньгах, хотя и в них, сколько в моём восприятии. Когда я читаю книгу, а потом смотрю постановку или фильм, я чувствую дисгармонию, иногда раздражение. Внутри себя я "вижу" персонажей, сюжеты, смыслы - иначе. И для меня то, что происходит на сцене, становится "неправдой". Я не получаю удовольствия, я "отторгаю" происходящее, внутри себя "воюю" с трактовками режиссеров.

Коллега, к мнению которого я прислушиваюсь, приятный мне человек, позвал в компании его семьи и друзей посмотреть постановку "Чайки Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха в небольшом камерном театре Спесивцева. Сейчас я очень и очень благодарна людям, которые меня "вытащили" на это действо. Я тогда согласилась сходить - мне стало любопытно, КАК можно поставить "чайку" так, чтобы выдержать баланс сюжетный, социально-смысловой и эзотерический. Особенно - эзотерический. Мне нравится это произведение, отчасти оно для меня - уникально.

"Чайка" для меня - это "Не верь глазам своим! Они видят только преграды. Смотреть — значит понимать, осознай то, что уже знаешь, и ты научишься летать." Это "Нет пределов". И это "Небеса — это не место и не время".

Небеса - это состояние, я считаю. И вот мне стало интересно, как можно передать эти понимания, эту мысль-состояние, полёт. Я захотела увидеть спектакль - и я НЕ ЖДАЛА ничего конкретного, потому что не могла представить, чего именно ждать. Может, поэтому мне так понравилось.

Теперь конкретика - Адрес театра: улица Руставели 19 (ст. м. «Бутырская»). Театр сразу у выхода 2 из метро. Очень удобно. Билеты от 700 до 1200 - более, чем бюджетно, по сегодняшним театральным ценам. На спектакль пускают даже с детьми. Спектакль идёт всего 1 ч 15 мин. без антракта. После спектакля актеры выходят в фойе, общаются с зрителями и с ними можно сфотографироваться - это бесплатно. Для меня был удобен проезд по Д2 до новой станции "Марьина Роща". Первый раз я была на этой станции. До приглашения в театр я так же не представляла, где у нас такое вообще метро даже - "Бутырская". ))) Теперь знаю.

Марьина Роща поразила урбанизмом и масштабностью.

К слову, от D2 до метро просто по прямой - заблудиться нереально. Идти пару минут, по карте кажется, что дальше. На самом деле реально очень быстро.

Театр Спесивцева на Бутырской порадовал лаконичным, приятным дизайном. Без пафоса, уютно, аккуратно.

-2

О самом спектакле. Я затрудняюсь определить жанр.. Между спектаклем и мюзиклом. Для моего мироощущения и эстетического восприятия жизни это стало СОБЫТИЕМ, неназываемым, сложно передаваемым вербально.

Сцена из спектакля. Джонатана выгоняют из стаи.
Сцена из спектакля. Джонатана выгоняют из стаи.

Но попробую объяснить.

Актеры - взрослые, подростки и детки театральной студии - играли не только на эмоциональной отдаче, но и в атмосфере прорыва, взлета, преодоления того "стандартного", чего ожидаешь от классического спектакля. "Чайка" Спесивцева - это сюжет и смыслы Ричарда Баха в сопровождении и музыкальном оформлении песен "Арии". Помните выше я писала что размышляла о том, как можно передать игрой "состояние" взлёта, свободы, небес, преодоления "здесь и сейчас", как передать философию книги? Так вот они молодцы. Они передали. Справились. Они передали состояние музыкой "Арии", голосом и эмоциями Кипелова, дополняя всё это философскими рассуждениями героев произведения - Джонатана, Чианга, Флетчера. Иногда доминантыми были актеры, иногда "Главнее" оказывалась музыка. И зал пел "Я свободен", и зал махал светящимися телефонами, как на концертах, зал был полностью вовлечён в происходящее. Я, конечно, не могла "предвидеть", что можно найти столь изящное и мощное решение для спектакля, чтобы донести сложное через музыку. Сюжет и музыка оказались столь гармоничны, взаимодополняли и продолжали друг друга. И когда Джонатан "таял", "рассыпался", как ранее Чианг (совершенно чудеснейшее исполнение), под "Я слышу утренний колокол... он славит праздник..." - это было логично и прекрасно. Это было правильно. Потому что тот, кто всё познал на земле, должен "лететь" дальше. Нет времени, нет пространства, одна бесконечная энергия, обретающие временно различные земные формы и пределы в "Здесь и сейчас", а затем растворяющаяся вновь и текущая/плывущая единым потоком далее - за небеса.

Изображение из сети Интернет
Изображение из сети Интернет

Спектакль оставляет мощное светлое послевкусие. Из зала выходишь на подъеме, наполненной радостью, верой и силой, желанием "обнять бескрайний мир". И, конечно, летать. Я считаю, что это и есть настоящая сила искусства. Вот таким оно должно быть. Таким и не иначе. Искусство должно поднимать над реальностью и "давать крылья", давать направление и верные ориентиры. Тогда это - Настоящее.

И последний важный момент - перед спектаклем на сцену выходил руководитель - Вячеслав Спесивцев. Общался с нами, с залом. И это тоже было про лёгкость и про свет. Спесивцев считает, что у каждого талантливого или просто очень желающего стать актером ребёнка должен быть шанс, вне зависимости от достатка родителей. У КАЖДОГО ребёнка. Поэтому детская студия при его театре занимается с детьми бесплатно. Бесплатно, представляете? В НАШЕ ВРЕМЯ - бесплатно. Это было из разряда фантастики такое сообщение. Поэтому я после спектакля переспросила - и мама одного из маленьких артистов - подтвердила. Этот факт меня тоже глубоко поразил. Когда встречаю такое - бескорыстие и альтруизм - всегда думаю, что у нашего мира или, возможно, только у нашей России действительно есть шанс пережить все тёмные времена, благодаря всем тем, кто осознанно становится "частью света" на этой земле. И таких людей немало. Все те, кто бесплатно учат, лечат, те, кто защищают, спасают, воюют за истинные ценности, за всё, ради чего стоит жить и умирать тоже стоит.

такие дела.

Спасибо, что прочитали.

Мари