Коллеги, перевел с английского любопытную статью из вестника мировой закулиски журнала "Экономист". На мой взгляд, нашей киноиндустрии нужно учиться именно у китайцев и индийцев (если хотите пошутить про танцы и пляски, начала посмотрите антиколониальный шедевр "R!R!R!").
Рост отечественного кинематографа противостоит влиянию западной культуры
В 1986 году французский философ Дебрэ написал, что “в рок-музыке, видео, синих джинсах больше силы, чем во всей Красной Армии”. Считается, что западная мягкая сила, передаваемая через культурный экспорт, такой как музыка и кино, помогла покончить с Советским Союзом. Теперь, когда отношения между Китаем и Америкой вызывают сравнения времен холодной войны, китайские лидеры стремятся сместить западное влияние. “Из всех наций в мире, ” сказал председатель КНР Си Цзиньпин, “ у Китая "больше всего причин быть уверенным в себе в культурном плане”.
Мягкую силу трудно измерить, но данные о предпочтениях зрителей могут показать, в каком направлении она развивается. И наш анализ обзоров фильмов в социальной сети Douban предполагает, что на внутреннем рынке Китая чаша весов склоняется в пользу господина Си. За последнее десятилетие доля западного кино среди зрителей в Китае, похоже, сократилась.
Douban - это китайский сайт, на котором пользователи могут просматривать фильмы. Хотя Китай разрешает кинотеатрам показывать всего 34 иностранных фильма в год, пользователи оценили тысячи иностранных фильмов, предположительно используя пиратские версии. Мы загрузили оценки и подсчитали количество просмотров для всех 26 000 фильмов, перечисленных на Douban, снятых в период с 2010 по 2022 год. Почти 10 000 из них - “англоязычные” фильмы (на английском языке из англоязычных стран), а 4500 были сняты в материковом Китае. Остальные в основном европейцы, японцы и корейцы. За этот период на англоязычные фильмы пришлось 43% зарегистрированных просмотров. Китай занял второе место с 36%, за ним следуют Япония (6%) и Южная Корея (5%).
Однако со временем эти цифры резко изменились. С 2010 по 2021 год доля Китая выросла с 21% до 55%, в то время как доля англоязычных фильмов упала с 53% до 28%. Перемены вызваны не тем, что Китай просто производит больше фильмов — его доля в общем объеме снятых фильмов выросла всего с 13% до 18%. (В 2022 году акции Китая упали, потому что политика по борьбе с covid ограничивала производство фильмов, но его показатели, вероятно, вернутся к прежним уровням.)
Нельзя также отнести эту тенденцию к тому, что китайские фильмы становятся значительно лучше. Зрители оценили их в 2022 году хуже, чем десятилетием ранее, — и в среднем на ползвезды ниже по пятизвездочной шкале, чем англоязычные фильмы. Многие другие факторы, такие как маркетинг, актерский состав или изменения в поведении пользователей Douban, могут повлиять на рейтинги и количество просмотров. Но такие низкие рейтинги предполагают, что, хотя Китай, возможно, и отбивается от западной мягкой силы у себя дома, его культурный экспорт не готов набирать обороты за рубежом.
Растущее доминирование Китая на внутреннем рынке обусловлено блокбастерами. На десять самых просматриваемых фильмов за каждый год приходится 27% всех просмотров.
В начале 2010-х годов доминировали фильмы на английском языке, которые с 2010 по 2014 год занимали первое место в десятке китайских фильмов.
Но с 2015 года они пошли на спад. К 2019 году только один англоязычный фильм — “Мстители: финал" - попал в десятку лучших.
В середине 2010-х годов появились весьма успешные китайские пропагандистские фильмы, в которых часто снимаются все звезды и которые получают солидные бюджеты.
К концу десятилетия китайские блокбастеры доминировали в рейтингах.
Среди англоязычных фильмов китайская аудитория имеет сильную склонность к приключенческому жанру, на долю которого приходится 46% просмотров англоязычных фильмов. Напротив, когда дело доходит до отечественного кинематографа, они отдают предпочтение комедиям, на которые приходится 44% просмотров китайских фильмов. Один из ярких примеров - “Здравствуйте, мистер миллиардер", местный ремейк “Миллионов Брюстера", в котором рассказывается история человека, который должен тратить 1 миллиард китайских юаней (145 миллионов долларов) в месяц, чтобы обеспечить свое наследство.
Драмы отечественного производства также, похоже, находят непропорциональный отклик у китайских зрителей. Фильмы, помеченные этим жанром, составляют 54% просмотров китайских фильмов, чуть больше, чем 50% местных названий, помеченных как драмы. Выдающийся релиз - “Лучшие дни”, трогательная история о невероятной связи между девочкой-подростком, над которой издеваются, и уличным бандитом (чертовски оригинальный и ничего не напоминающий сюжет - Молч). В 2021 году фильм был номинирован на "Оскар", чего не добивался ни один другой фильм на китайском языке с 2003 года.
Что особенно заметно для лидеров Китая, отечественные кинематографисты также завоевали аудиторию пропагандистскими постановками. “Воин-волк 2”, второй по кассовым сборам фильм в истории Китая, был настолько популярен, что дал свое название новому боевому стилю страны "дипломатия воинов-волков”. В фильме рассказывается о бывшем солдате спецназа, сражающемся в Африке с безжалостным лидером американских наемников. Ее слоганом было “любой, кто оскорбляет Китай, независимо от того, насколько он удален, должен быть уничтожен” (фильм можно найти сами знаете где под называнием «Война волков» - Молч).
Другой фильм, “Мой народ, моя страна”, демонстрирует достижения Китая с момента его основания в 1949 году. Китайское название фильма, во хэ во де цзу го, переводится буквально как “Моя Родина и я”. Фильм занимает 7-е место по количеству просмотров на Douban с 2019 года.
Западным зрителям такие проправительственные истории могут показаться грубыми (хотя создатели “Рожденного летать” могли бы ответить, что ”Top Gun" был снят с благословения американского военно-морского флота). Но их популярность предполагает, что пропагандистские органы Коммунистической партии оказывают влияние. Все чаще отечественное кино формирует представление поколения китайцев о своей стране и ее месте в мире.
Голливуд проигрывает битву за Китай
30 апреля 202330 апр 2023
71
5 мин