Найти в Дзене
SWNTrains

Путешествие в заповедные места малодеятельной тепловозной линии "Западный Урал"

Приветствую Вас, дорогие друзья на своем Дзен-канале! Сегодня будет статья про путешествие в затерянную в Уральской глуши деревню Пермяки и невероятный движ на малодеятельной ветке.

Об этой поездке я мечтал давно, но никак не решался съездить. Во-первых, это достаточно приличное расстояние, которое нужно преодолеть – целых 11 км, а во-вторых, одному не хотелось ехать – очень уж скучно.

И тут как раз подвернулся такой случай. Предстояли очередные выходные и я подумал: а почему бы не съездить все-таки. Пригласил знакомого из Первоуральска – Никиту и он недолго думая согласился. Отлично, вдвоем уже веселей. Дорога предстояла долгая: на первой электричке Екатеринбург-Пасс. – Шаля до станции Сарга, оттуда 11 км до деревни Пермяки и там мы выходим на тепловозную ветку Кузино – Чусовская на перегон Илим – Уткинский завод. До пригорода Кузино – Чусовская 2 с небольшим часа. Успеем ли мы пройти 11 км за это время? Нужно постараться.

Просыпаюсь ни свет, ни заря. Путешествие предстоит интересное. На часах 05:10 и выхожу из дома, чтобы успеть на первую электричку. С Первомайской поездов в сторону вокзала в это время еще нет. Общественный транспорт тоже еще не начал работать, поэтому иду до вокзала пешком.

Время 05:10. Улица Первомайская – дорога на вокзал
Время 05:10. Улица Первомайская – дорога на вокзал

Иду по безлюдным улицам Екатеринбурга. Город еще спит.

Памятник погибшим в афганской войне «Чёрный тюльпан»
Памятник погибшим в афганской войне «Чёрный тюльпан»

Через 20 минут я прихожу на вокзал.

Время 05:30. Железнодорожный вокзал Екатеринбурга
Время 05:30. Железнодорожный вокзал Екатеринбурга

Прохожу досмотр и иду покупать билет. 200 рублей до Сарги, а я почему-то думал, что будет дешевле. Выхожу из касс, смотрю на табло, а там уже появился путь у моей электрички – 11. Иду занимать место у окна.

Табло на ж/д вокзале Екатеринбурга
Табло на ж/д вокзале Екатеринбурга

Выхожу на 11 путь – а моя электричка уже стоит. Поеду на ЭД4М-0077.

ЭД4М-0077 на станции Екатеринбург-Пасс. готовится к отправлению на Шалю
ЭД4М-0077 на станции Екатеринбург-Пасс. готовится к отправлению на Шалю

Время отправления: 06:00. До отправления еще минут 20, пока есть время – фоткаю поезда вокруг.

ЭД4М-0077 на 11 пути готовится отправиться на Шалю
ЭД4М-0077 на 11 пути готовится отправиться на Шалю

Рядом стоит рельсовый автобус РА3-050 «Орлан», который за 10 минут до нашего отправления уедет в Верхнюю Пышму.

РА3-050 «Орлан» на станции Екатеринбург-Пасс. готовится отправиться в Верхнюю Пышму
РА3-050 «Орлан» на станции Екатеринбург-Пасс. готовится отправиться в Верхнюю Пышму

А вдалеке вижу очень интересную картину: ВЛ11М квартет стоит с дефектоскопом. Не многовато ли секций для одного вагона?

-8

Квартет ВЛ11М с дефектоскопом на станции Екатеринбург-Пасс.

Наконец, захожу в полупустой салон электрички и занимаю место у окна по ходу движения.

Салон вагона 02 электропоезда ЭД4М-0077 сообщением Екатеринбург-Пасс. – Шаля
Салон вагона 02 электропоезда ЭД4М-0077 сообщением Екатеринбург-Пасс. – Шаля
Билет до Сарги
Билет до Сарги

Начинается мое путешествие. Мы отправляемся навстречу приключениям. За окном еще темно, я включаю свою любимую музыку и наслаждаюсь поездкой.

На станции Екатеринбург-Сорт. Снова встречаемся с квартетом ВЛ11М с дефектоскопом. Очень интересно.

Быстро проходит час и вот мы уже прибываем на станцию Первоуральск. Здесь ко мне присоединяется Никита и всю дорогу до Сарги мы разговариваем про поезда.

Вокзал Первоуральск
Вокзал Первоуральск

На одной из станций замечаю путевую технику – видимо где-то рядом ведутся работы.

Путевая техника из окна электрички
Путевая техника из окна электрички

Наконец мы прибываем на станцию Сарга. И что мы видим? Идет дождь. Только не это, а ведь так хорошо все начиналось…

Я фоткаю электричку, которая вскоре уезжает дальше в Шалю.

ЭД4М-0077 сообщением Екатеринбург-Пасс. – Шаля на станции Сарга
ЭД4М-0077 сообщением Екатеринбург-Пасс. – Шаля на станции Сарга

Через несколько минут проезжает Гранит с новой маской с грузовым.

2ЭС10-171 «Гранит» с грузовым поездом следует через станцию Сарга
2ЭС10-171 «Гранит» с грузовым поездом следует через станцию Сарга

Ну а дальше мы выходим с ЖД и перед нами предстает поселок Сарга. Это небольшой поселок в Шалинском районе с населением около 1100 человек. В поселке есть лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия. А основан он был в 1907—1908 годах в связи со строительством железной дороги.

Поселок Сарга
Поселок Сарга

Выходим на дорогу и просто офигеваем: неужели весь путь будет такая дорога? Если да – то за 2 часа мы точно не дойдем.

Проселочная дорога вдоль станции Сарга
Проселочная дорога вдоль станции Сарга

Слава Богу нет, вскоре мы выходим на нормальную асфальтированную дорогу, по которой идти одно удовольствие.

Главная дорога в поселке Сарга
Главная дорога в поселке Сарга

Но вскоре асфальт заканчивается и начинается обычная грунтовая дорога, но гораздо лучше, чем была вначале. Это радует.

Улица Калинина в поселке Сарга
Улица Калинина в поселке Сарга

На заднем плане стоит шум от то и дело проезжающих грузовых поездов.

Вид на станцию Сарга с поселка
Вид на станцию Сарга с поселка

Наш путь начинается. Километр уже преодолели. Позади остался поселок Сарга и теперь нужно пройти еще 10 км по безлюдной глуши уральских лесов.

Путь к о.п. Пермяки
Путь к о.п. Пермяки

К моему удивлению, вдоль дороги все еще лежит снег, тогда как в Екатеринбурге снега уже почти не осталось.

Дорога к о.п. Пермяки
Дорога к о.п. Пермяки
Плакат в лесу, информирующий о предупреждении пожара
Плакат в лесу, информирующий о предупреждении пожара

Профиль дороги интересный: то спуски, то подъемы, то крутые повороты.

Дорога к о.п. Пермяки
Дорога к о.п. Пермяки

По пути нам повстречалось две машины, но, к сожалению, они ехали в противоположную сторону.

Дождь разошелся. Если он так и дальше будет идти – то мы совсем промокнем.

Так, разговорами время прошло незаметно и наконец мы выходим к деревне Пермяки. С горы открывается потрясающий вид.

На подходе к деревне Пермяки
На подходе к деревне Пермяки

Спускаемся в деревню. Идти остается уже немного.

Спуск к деревне Пермяки
Спуск к деревне Пермяки
Дорожный знак на въезде с названием деревни
Дорожный знак на въезде с названием деревни

При входе в деревню видим поклонный крест. Останавливаемся, чтобы сфотографировать.

Поклонный крест при входе в деревню Пермяки
Поклонный крест при входе в деревню Пермяки

Домов здесь немного, а некоторые и вовсе заброшенные.

Заброшенный дом в деревне Пермяки
Заброшенный дом в деревне Пермяки

Проходим по мосту через реку Сылва. Река настолько мелкая, что больше похожа на ручей.

Знак с названием реки
Знак с названием реки
Река Сылва
Река Сылва

Идем дальше по главной улице деревни – улице Мира.

Улица Мира
Улица Мира

У одного из домов замечаем большое хозяйство – даже благоустроен коровник, в котором отдыхают две коровы.

Коровник возле одного из домов
Коровник возле одного из домов

Ну а дальше наше внимание переключается на довольно необычный агрегат, который можно встретить только в таких малонаселенных пунктах – таксофон.

Таксофон в деревне Пермяки
Таксофон в деревне Пермяки

Спускаемся вниз по улице. Идти остается уже немного.

Спуск по улице Мира
Спуск по улице Мира

Вдоль дороги стоят небольшие домики, но жильцов не видно.

Дома по улице Мира
Дома по улице Мира

Все время, пока мы шли через деревню – мы не повстречали ни одного жителя. Возможно, люди приезжают сюда на лето, чтобы поддерживать хозяйство, а сейчас пока не сезон.

Дома по улице Мира
Дома по улице Мира

Немного истории. Название деревни происходит от прозвища первопоселенцев, коми-пермяков, либо выходцев из Пермского края.

Деревня основана в 1655 году, упоминается в записках писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка. По его воспоминаниям имелось около 300 дворов, церковь, школа, гостиница, мельница.

В 1900 годах основным занятием местных жителей было хлебопашество, скотоводство, охота, рыбная ловля, рубка леса и выжиг древесного угля для Сылвенского завода и Староуткинского завода. В советское время работал колхоз. В настоящее время является дачным посёлком.

Наконец, заканчивается деревня Перямки. Мы прошли ее полностью по центральной улице и теперь осталось совсем немного, и мы выйдем к одноименному остановочному пункту, куда мы и держим путь.

Выходим из деревни Перямки
Выходим из деревни Перямки

Начинается глинистая проселочная дорога, а сквозь вековые ели виднеется железная дорога. Дошли!

Дорога к о.п. 178 км
Дорога к о.п. 178 км

Вот наконец, мы выходим к платформе.

Выход к платформе 178 км
Выход к платформе 178 км

До пригорода еще есть время. Успели! Самое сложное в нашем путешествии позади – преодолели 11 км пути и дальше идем искать место, где будем снимать пригород.

Платформа 178 км (Пермяки)
Платформа 178 км (Пермяки)
Остановочный комплекс
Остановочный комплекс
Перегон Илим – Уткинский завод. Вид в сторону Уткинского завода
Перегон Илим – Уткинский завод. Вид в сторону Уткинского завода
Табличка с названием и расписание поездов
Табличка с названием и расписание поездов

Пригородных поездов здесь немного: всего две пары и то, вторая пара ездит не каждый день. А когда то по этой ветке курсировал целый пассажирский поезд Чусовская – Бакал.

Перегон Илим – Уткинский завод. Вид в сторону Илима
Перегон Илим – Уткинский завод. Вид в сторону Илима

Наконец, находим отличное место съемок недалеко от платформы.

Место съемок
Место съемок

Только я пытаюсь сойти с ЖД и тут же проваливаюсь в снег по пояс. Ну и ну, сколько же тут снега. Пришлось очищать место, а затем утаптывать. Снег мокрый, легко утрамбовывается.

Место установки штатива
Место установки штатива

Скоро становится слышен шум приближающего пригорода. Ждем появления, снимаем.

Несомненно, нам подняло настроение приветствие помощника. На этой радостной ноте идем в противоположном направлении искать новое место для съемок. Дождь к счастью закончился, но мы все равно успели промокнуть, пока шли.

Перегон Илим – Уткинский завод. Вид в сторону Уткинского завода
Перегон Илим – Уткинский завод. Вид в сторону Уткинского завода
Перегон Илим – Уткинский завод. Вид на платформу Пермяки
Перегон Илим – Уткинский завод. Вид на платформу Пермяки

Сразу за платформой начинается затяжная кривая.

Перегон Илим – Уткинский завод. Вид в сторону Илима
Перегон Илим – Уткинский завод. Вид в сторону Илима

Наконец находим отличное место – со стороны Уткинского завода S-образная кривая, а впереди затяжной поворот. Самое то для съемки поездов в сторону Илима.

Перегон Илим – Уткинский завод. Вид в сторону Илима
Перегон Илим – Уткинский завод. Вид в сторону Илима
Место съемки
Место съемки
Место установки штатива
Место установки штатива

Пока есть время – вырубаю мешающие ветки, растущие вдоль дороги. Пока пилил – услышал вдалеке шум приближающего поезда. Неужели это к нам? И точно, шум усиливается, я бегу к штативу, настраиваю камеру. Появляется ТЭМ18ДМ-340 с пустыми лесовозами. Скорее всего он повез их на загрузку в Кын. Я снимаю на видео, Никита фотографирует.

Никита конечно рассказывал, что грузовые тут ездят часто и примерно в одно время, а вот про вывоз говорил, что он гуляет – может поехать хоть когда. Но тут нам явно повезло – буквально за пригородом спустя час он проехал. Теперь остается ждать грузовой.

Забираемся повыше, располагаемся возле деревьев и пытаемся развести костер. Но после дождя все вокруг сырое. Нахожу засохшие ветки, ломаю старые высохшие деревья и пытаюсь развести костер. Бумаг у меня с собой много – на растопку хватит. Но здесь ждет неудача – бумага быстро сгорает, а сырые ветки не хотят гореть, плюс мешает ветер. Несколько раз пытаюсь разжечь костер, в итоге, после долгих попыток все же получается. Ветки на огне подсохли и начали гореть. Добавляю еще веток и наконец костер разгорается. Самое время жарить сосиски.

Жарим сосиски на костре
Жарим сосиски на костре

Из-за ветра костер быстро сгорает, иду искать новый хворост. То и дело подбрасываю в огонь новые ветки, попутно греясь у огня. Как здорово в лесной глуши сидеть у костра, слушать пение птиц и наслаждаться уединением с природой. Ради таких моментов и стоит путешествовать на такие красивые и завораживающие линии, как эта. Пообедав, выпив чаю, согревшись, мы болтам про железную дорогу и вдруг слышим шум. Неужели это грузовой? Соскакиваем и бежим к месту съемок. Шум усиливается, но вскоре стихает. Что это было? Вскоре снова появляется шум и тифон Гранита - да это же грузовые на Транссибе! Вот это слышимость. Отсюда до станции Сарга 12 км, а слышно так, как будто поезда идут совсем рядом за деревьями.

Так мы стояли 20 минут, 30, 40, вслушиваясь в то появляющийся, то затихающий шум грузовых на Транссибе.

Вскоре я пошел проверить, как там наш костер – а он и вовсе потух. Пришлось разжигать заново. Причем я нашел отличный розжиг – старую хвою на ели. Быстро разведя костер, я снова подкинул несколько веток. Пламя разгорелось, и мы вновь погрелись у костра.

Догорающий костер
Догорающий костер

Наконец, снова слышу шум грузового, но уже с другой стороны. С той, откуда несколько часов назад ехал вывоз. Шум усиливается, начинается слышен шум дизеля. Ура! К нам едет грузовой! Выбегаем снова к месту съемок и ждем заветный поезд. К слову сказать, он очень медленно ехал, поэтому нам пришлось его еще прилично подождать.

Вот это невероятная удача. Все, что могло проехать в тот день – проехало. Не зря решили поехать сюда!

До пригорода остается меньше часа. Тушим костер, собираем вещи и выдвигаемся назад к о.п. 178 км.

Наконец приходим на платформу. До пригорода еще полчаса.

Платформа 178 км (Пермяки). Вид в сторону Уткинского завода
Платформа 178 км (Пермяки). Вид в сторону Уткинского завода
Название платформы
Название платформы
Расписание поездов
Расписание поездов
Платформа 178 км (Перямки). Вид в сторону Илима
Платформа 178 км (Перямки). Вид в сторону Илима

Вдруг приехала машина и к нам подошли местные жители: муж с женой. Они поинтересовались откуда мы, на что мы ответили, что мы туристы и приехали сюда на железную дорогу, что у нас промышленный туризм. Они сразу поняли, что мы не местные, а когда узнали, что мы туристы – стали рассказывать про историю строительства железной дороги и автомобильной дороги на Пермь. После к нам присоединился еще один местный житель. Он рассказал, как в детстве ходил из Пермяков в Саргу за 1,5 часа. Вот это скорость удивились мы. Сегодня мы 11 километров преодолели за 2 ч небольшим часа.

Наконец прибывает пригородный поезд с опозданием на несколько минут. Но почему-то всего 1 вагон, хотя по выходным должно быть 2. Где-то потеряли второй.

2ТЭ116К-1113 с пригородным поездом Чусовская – Кузино на о.п. 178 км
2ТЭ116К-1113 с пригородным поездом Чусовская – Кузино на о.п. 178 км

Вагон почти полностью забит. Покупаем билет и с трудом находим свободные места. В вагоне тепло, проводница ходит предлагает чай, кофе и сладости. После длительного пребывания на свежем воздухе в теплом вагоне меня вырубает, и я отключаюсь на несколько минут. Просыпаюсь, когда мы уже подъезжаем к Кузино. Кстати, это, наверное, одно из последних направлений, где еще бегают старые сидячие вагоны. Как же давно я в них не ездил. У меня даже нахлынули чувства ностальгии.

Сидячий вагон 32 серии пригородного поезда Чусовская – Кузино
Сидячий вагон 32 серии пригородного поезда Чусовская – Кузино
Расписание в вагоне пригородного поезда
Расписание в вагоне пригородного поезда

Наконец, прибываем на станцию Кузино. Все люди, которые вышли из вагона пересели на электричку Кузино – Екатеринбург.

2ТЭ116К-1113 с пригородным поездом Чусовская – Кузино на станции Кузино
2ТЭ116К-1113 с пригородным поездом Чусовская – Кузино на станции Кузино

Я покупаю билет в приложении, а Никита пошел на вокзал покупать билет в кассе. Пока я его ждал – пофоткал местные достопримечательности.

Вокзал станции Кузино
Вокзал станции Кузино
Памятник Ленину на станции Кузино
Памятник Ленину на станции Кузино
Памятник лыжнику на станции Кузино
Памятник лыжнику на станции Кузино

Сфоткав основные достопримечательности Кузино мы идем на нашу электричку – Кузино – Екатеринбург. Нас ждет ЭТ2М-085.

ЭТ2М-085 сообщением Кузино – Екатеринбург-Пасс. на станции Кузино
ЭТ2М-085 сообщением Кузино – Екатеринбург-Пасс. на станции Кузино

Время проходит быстро, в Первоуральске прощаюсь с Никитой, вновь включаю любимую музыку и еду до Екатеринбурга, любуясь видами из окна.

Наконец прибываем на конечную станцию Екатеринбург-Пасс. Вагон опустел, и я по привычке фоткаю салон. Вот на таких пластиковых сидениях я ехал почти 2 часа.

Салон вагона электропоезда ЭТ2М-085
Салон вагона электропоезда ЭТ2М-085

Ну а затем и электричку, которая привезла меня домой.

ЭТ2М-085 сообщением Кузино - Екатеринбург-Пасс. после прибытия на станции Екатеринбург-Пасс.
ЭТ2М-085 сообщением Кузино - Екатеринбург-Пасс. после прибытия на станции Екатеринбург-Пасс.

Вот и подошло к концу мое путешествие в затерянную в уральской глуши деревню, в заповедные места прекрасной малодеятельной ветки Кузино – Чусовская. Наконец-то я осуществил свою давнюю мечту и побывал в тех местах. Причем улов очень даже порадовал – целых 3 поезда для тех мест – это максимум. Не зря говорят: новичкам везет!