Недавние вести об использовании танков Т-14 в зоне боевых действий посеяли рад неоднозначных точек зрения. Одни считают, что это правильный ход – машины должна пройти хотя бы какую-то закалку в боях. Другие же считают, что использование Т-14 в качестве артиллерии из закрытых позиций не рационально – их надо бросать на остриё атаки. В эти дебри мы сегодня не полезем, ведь «Армата» оснащена другим орудием, пусть и того же калибра.
Пушка танка Т-14
ОБТ на платформе «Армата» имеет 125 мм орудие 2А82-1М. Визуально его можно отличить по отсутствию эжектора на стволе. Защищать экипаж от пороховых газов больше не надо – он изолирован от башни, орудия и боекомплекта. Так же, новое орудие отличается изменённой казённой частью – она больше и способна выдерживать большее давление метательного заряда при выстреле, то есть – боеприпас можно разогнать с большой скоростью на дульном срезе.
Орудия 2А46 и 2А82 полностью унифицированы по снарядам и метательным зарядам за исключением перспективных ОБПС типа «Вакуум». Их длина существенно больше, чем на самых лучших ОБПС для Т-72Б3, Т-80БВМ и Т-90М – «Свинец-1» и «Свинец-2». Считается, что «Вакуум-1» может пробить 800-900 мм гомогенной стальной преграды.
Однако, снаряд что-то разгоняет… В случае наиболее массовых танков с орудием 2А46, используются метательные заряды Ж40 и Ж52, которые и обеспечивают «паспортные» показатели начальной скорости и поражающей способности кинетических снарядов. А вот заряд Ж63 может увеличить эти показатели из-за изменённого состава взрывчатого вещества. С его помощью, увеличивается давление в канале ствола, что повышает начальную скорость боеприпаса, но в то же время, увеличивает износ пушки в целом.
Сложности установки
Так как казённая часть 2А82 стала больше, чем у 2А46, то башни старых танков должны быть достаточно просторными, чтобы орудие в них банально влезло вместе с системами обнаружения, наведения и вычисления, а также самим экипажем. В этом и заключается проблема…
Далеко за примерами ходить не надо – Т-34-85. Некоторые скажут – «нашёл что вспомнить!» И таки да – Т-34 зимой 1944 года уже проходил через проблему большого казённика орудия. Первые 100 машин имели пушку Д-5Т, так же известную по истребителю танков СУ-85 и ИС-1. Но если корпус Т-34 с надстройкой в виде рубки был достаточно просторным, а башня ИС-1 так и вовсе позволила поставить 122 мм пушку Д-25, то Т-34 и его новая башня на «3 танкиста» оказалась слишком тесной. С пушкой Д-5Т, не хватало места для 3 человек, из-за чего состав экипажа остался прежним – водитель, радист, заряжающий и командир-наводчик. В спешном порядке, пришлось менять орудие на ЗиС-С53, того же калибра, с меньшей каморой и не уступающими показателями начальной скорости. Это же позволило посадить третьего танкиста, сместить командирскую башенку чуть назад и разумеется, пришлось переработать орудийную маску.
Т-34-85 с орудием Д-5Т производился заводом №112 до апреля 1944 года, а общее количество танков составило 255 единиц. Так же, в промежутке с марта по апрель 1944 года, заводом №112 было выпущено 319 Т-34-85 с пушкой ЗиС-С53.
Эта историческая справка даёт понять, что установка орудия 2А82 в Т-90М приведёт к похожим проблемам – сокращение внутреннего объёма, потенциальное сокращение экипажа, невозможность скомпоновать различные системы танка с новым орудием и потребуется изменение орудийной маски (возможно вместе с люлькой). Этот дорогой и длительный по разработке «апгрейд» не был нужен в мирное время, а сейчас он не выгоден вдвойне, так как фронту нужны танки типа Т-90М в больших количествах.