Карл Цукмайер (1896-1977), один из лучших драматургов ХХ века, известный своими пьесами и сценариями, однажды написал:
"Я знаю, что следующим предложением я нарушаю все литературные условности, ... но я все равно это скажу: у меня было счастливое детство. Я знаю, что вам неприятно это слышать, и это смелое заявление, но все остальное было бы ложью”
Первая мировая война
Его детство завершилось с началом Первой мировой войны, в 1914, когда он, как и многие другие молодые люди, экстерном сдал упрощенные экзамены и записался добровольцем. Участвовал на Западном фронте Первой мировой войны.
Само время между двумя мировыми войнами предопределило темы пьес Цукмайера - критически осмыслить проблемы, порожденные двумя мировыми войнами.
Герой войны и начинающий драматург
Вернувшись с четырехлетней службы во время Первой мировой войны, Цукмайер, получивший множество военных наград, вернулся к получению образования. Он изучал право, историю литературы и социологию, среди прочих предметов до 1920 года. В это же время он принимает решение стать писателем.
С 1917 года он опубликовал антивоенные стихи в экспрессионистском журнале. В 1920 году первый литературный дебют – премьера драмы “Перекрёсток” в берлинском государственном театре. “Перекрёсток” не произвел впечатления на публику и был снят после трех представлений.
Скандалы
Цукмайер был вынужден зарабатывать на жизнь как балалаечник в пабах и на случайных работах. Он работал статистом в кино, тизером в нелегальных заведениях Берлина и даже торговал запрещенными средствами – ему удалось избежать ареста только благодаря удаче. В 1922 Цукмайера взяли на работу постановщиком в городской театр, откуда почти сразу же уволили со скандалом.
Его первый литературный прорыв произошел спустя 5 лет. В 1925 году его “Радостный виноградник” привел к многочисленным скандалам, в основном из-за пародии на студента кордебалета, но, тем не менее, стал самой часто исполняемой пьесой 1920-х.
Принесшая Цукмайеру в годы Веймарской республики комедия “Капитан из Кёпеника” успех и финансовое благополучие также сделала его объектом ненависти национал-социалистов. Им не понравился откровенный антимилитаризм пьесы.
1925 — Радостный виноградник (премия Клейста)
1927 — Шиндерханнес (экранизирована)
1931 — Капитан из Кёпеника (по собственному роману, 1926)
1946 — Генерал дьявола (по биографии Эрнста Удета, экранизирована)
1955 — Холодный свет (пост. Густаф Грюндгенс)
1975 — Крысолов (пост. в Цюрихе Леопольд Линдберг, опера Фридриха Церхи — 1987)
Критик нацизма
Захват власти в 1933 сделал работу в Германии все более трудной – с этого года все его произведения были под запретом, и он уехал в Австрию. После аншлюса Австрии в 1938, Цукмайер был вынужден бежать в Цюрих, а потом эмигрировать в США. Некоторое время Цукмайер работал в Голливуде сценаристом, затем преподавателем. Ни одно из занятий не удовлетворяло его и не могло прокормить семью.
Всю свою жизнь Цукмайер был ярым критиком нацистского режима. Несмотря на непростые времена, он продолжал писать пьесы и киносценарии, в которых давал язвительные комментарии к политическим и социальным реалиям нацистской Германии.
Агент
Оппозиция нацисткой Германии Цукмайера не заканчивается на его творчестве. В 1943 году Цукмайер составил для американской службы внешней разведки досье на актеров, режиссеров, издателей и журналистов, имевших успех в период Третьего рейха.
На основе 150 биографий он показал весь спектр поведенческих возможностей в условиях диктатуры – от адаптации до ренессанса. Эти досье были опубликованы в качестве секретного отчета только в 2002 году.