19 апреля (1 мая) 1873 года в городе Лебедянь Тамбовской губернии родился Константин Николаевич Игумнов - выдающийся пианист и педагог, Народный артист СССР, профессор Московской консерватории, один из создателей русской и советской пианистической школы.
Константин Игумнов начал учиться игре на фортепиано в четырехлетнем возрасте. Начиная с 1887 года брал частные уроки у Н.С. Зверева, а в 1888 г. поступил вольнослушателем в Московскую консерваторию (класс А.И. Зилоти, а затем П.А. Пабста).
Одновременно Игумнов занимался полифонией у С.И. Танеева.
«…Очень во многом его влияние сказывается и по сей день, - говорил Игумнов о Танееве, - и я могу быть лишь благодарным судьбе за то, что она дала мне возможность быть близким к такому человеку… И, пожалуй, не стоит жалеть, что в ту пору, когда я учился, Танеев уже не преподавал игру на фортепиано. Учиться в фортепианном классе Танеева было истинным мучением. Придиркам его не было конца…»
Однако влияние С.И. Танеева на исполнительское творчество Константина Николаевича было весьма и весьма значительным. Достаточно вспомнить его письмо к Игумнову по поводу исполнения Первого фортепианного концерта П.И. Чайковского (напомним: Танеев был одним из первых (и лучших) исполнителей этого концерта); в этом письме он, в частности писал: «Я вовсе не требую, чтобы виртуоз непременно рабски следовал каждому оттенку, указанному автором… но… исполнителю нужно прежде всего доискаться истинных намерений автора и затем выполнить их наилучшим доступным для него образом и ни в коем случае не идти наперекор этим намерениям».
«Письмо Танеева, - пишет музыковед Я. Мильштейн, - послужило Игумнову серьезным предупреждением и никогда впоследствии он ... не нарушал – ни в целом, ни в деталях – авторских замыслов в угоду своим непродуманным субъективным намерениям. Больше того: суждения Танеева легли в основу всей его дальнейшей исполнительской и педагогической деятельности, и ученикам его не раз приходилось слышать их из его уст». А ведь среди учеников Игумнова немало музыкантов, составивших гордость русской и советской пианистической школы; напомним такие имена, как Н. Орлов, И. Добровейн, Л. Оборин, Я. Флиер, А. Дьяков, М. Гринберг, И. Михневский, А. Иохелес, А. и М. Готлибы, О. Бошнякович, Н. Штаркман...
К.Н. Игумнов не раз бывал и в Дютькове, где в последние годы жизни снимал дачу С.И. Танеев. В июне 1915 года, когда Танеев приехал сюда в последний раз, Игумнов также был с ним. Впоследствии Константин Николаевич неоднократно участвовал в концертах, посвященных памяти учителя.
Говоря об исполнительском таланте Константина Игумнова, прежде всего отмечают совершенно особенное отношение к фортепиано, редчайшее умение с его помощью вести живую речь со слушателем... "Игумнов как пианист совершенно исключительное явление... - писал в 1933 г. Б. Пшибышевский, - [он] принадлежит к пианистам типа Фильда, Шопена, т. е. к мастерам, которые ближе всего подошли к специфике фортепиано, не искали в нем искусственно вызываемых оркестровых эффектов, а извлекали из него то, что всего труднее извлечь из-под внешней жесткости звучания - певучесть. Игумновский рояль поет, как редко у кого из современных больших пианистов".
Предлагаем Вам послушать первую часть Фортепианного трио П.И. Чайковского ор.50 в исполнении К. Игумнова, Д. Ойстраха и С. Кнушевицкого. «Нигде, даже в Шопене, Шумане, Листе не высказывается особенная, полная простоты, благородства и целомудренной скромности манера игры Игумнова так удачно, как в произведениях Чайковского", - писал Я. Мильштейн. Это Трио впервые было исполнено С. Танеевым, И. Гржимали и В. Фитценхагеном в марте 1882 г. По мнению автора и большинства современников, Танеев был лучшим исполнителем фортепианной партии Трио. Можно сказать, что им была заложена исполнительская традиция, прекрасным продолжателем которой был и Константин Игумнов...