В известной сети общепита появилась реклама, которая ориентирована на неокрепший детский мозг, целью рекламы является, подтолкнуть к действию, то есть к покупке. И посмотрите, как это талантливо сделано: «Посвящается всем, за кого выбирали спортивную секцию и профессию».
В первой части повествования как раз была описана эта модель – абсолютизирование воли, когда все поступки основаны не на своих целях, не на понимании своих ролей, ни даже не на здравом смысле, а от желания отстоять право выбора, возможность нести за что-то ответственность, причем по-взрослому.
В большинстве семей у ребенка эта зона меньше, чем он способен самостоятельно за себя решать. Часто право выбора заменяется постоянным подсовыванием идеального решения: «Я знаю, как лучше для твоего будущего, поверь».
Еще один пример. Цитата из книги психолога Бруно Беттельгейма «Просвещенное сердце», в которой автор описывает свой опыт узника концлагеря: «Бессмысленные задания, почти полное отсутствие личного времени, невозможность что-либо планировать из-за постоянных и непредсказуемых перемен в лагерных порядках — все это действовало глубоко разлагающе. Пропадала уверенность, что твои поступки имеют хоть какой-то смысл, поэтому многие заключенные просто переставали действовать. Но, переставая действовать, они вскоре переставали жить».
Под железобетонной плитой воспитательной модели дети часто не имеют возможности хоть какого-то импульса к собственному действию, не имеют опыта своих решений. Отсюда автоматическая реакция протеста, на которую их ловят. Конечно, никто не говорит о том, чтобы передавать право неокрепшей психике полностью распоряжаться своей жизнью, речь идет о гиперконтроле, когда старшеклассника физически пытаются ограничить во всем.
Обсудим еще один способ: как сместиться с эмоциональной на интеллектуальную воспитательную модель. В данном случае семья запускает развитие мышления и воли. С ребенком надо разговаривать, это активность, на которую обычно нет времени.
Основной предмет обсуждения, цель, но не родителя, а продиктованная общими интересами – сознательное умение выстраивать свое поведение и самостоятельно действовать. Посмотрите, как мы убрали тяжелую плиту своих решений, которая вызывает эмоциональное желание перечить и убегать от требований, на договоренность: «Учись сознательно управлять своими чувствами, мыслями, желаниями и принимаемыми решениями».
«Мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением», – писал Л.С. Выготский. Систему своих требований семья смещает с сиюминутных команд, что надо делать, на долгосрочную цель, другими словами, ориентиры движения у ребенка все же заданы, и именно они являются показателем взрослости: чем больше справляешься, тем больше прав. Такие разговоры запускают мышление. Родители должны посвящать силы не борьбе, а поддержанию мотивации ребенка во внеэкранных сферах жизни. И самый большой вызов современной семьи – поддерживать стремление учиться. Решением является фокус на положительные результаты и достижения.
По факту получается, что дети, придя из школы, действуют по наиболее сильному мотиву: замаячил гаджет, сильное желание мгновенно блокирует сознательные решения. В случае внутренних переживаний, непереработанных эмоций возможна полная потеря контроля. Виноват в этом школьник? Нет, нисколько. Просто он не имеет достаточно созревших областей мозга, чтобы этим управлять.
Как развивается мышление? Дети начинают продумывать свои шаги, появляется разветвленная иерархия мотивов. Поэтому алгоритм достаточно простой: вместо ежеминутного спускания сверху своих требований, мы спрашиваем и/или обсуждаем, что нужно сделать? Какие сегодня задачи? Иными словами, мы обсуждаем план: на час (заканчивай, принимай решение, переходи на уроки); на вечер или на целый день. Чем старше ребенок, тем шире зона, в которой он должен уметь самоорганизоваться.
Интересный момент – дети ощущают эту ответственность, что им доверяют. Мы развиваем чувство собственного достоинства личности, общаемся как бы на равных. Тогда и авторитет взрослого растет, вас уважают, а не боятся, вам подражают, а не делают наперекор.
Как правило, дети не хотят упасть в собственных глазах. Но даже, если это и произошло, а такое бывает часто, то задача – просто обсудить в спокойном режиме, где, что пошло не так. Стоит добавить, что запланированные задачи должны быть действительно важными для самого школьника. Чем интереснее для него задача, тем легче процесс переключения внимания. Но планировать вместе нужно не только то, что вдохновляет и нравится. И помощь по дому, и уборка своей комнаты – это все активности, которые с каждым годом постепенно должны прибавляться. Родители обсуждают вместе планы, тем самым, подталкивая к развитию систему внутренней самоорганизации. Да, мы можем и напомнить, но решение ребенок принимает сам.
Какой главный смысл? Научиться жить самостоятельно, быть способным рулить своими успехами, выйти на финансовую независимость и отделиться, вот мотивы, которые помогают встать с дивана и начать убираться.
Самая талантливая воспитательная модель заключается в том, чтобы развить личность, способную к самовоспитанию», «самообразованию», «самообучению».
Посмотрите, на сколько это другой уровень по сравнению с тем, в каком режиме, как правило, выходят в мир наши дети, если до сих пор их цепляют на слогане: «Сделаю, что угодно, главное, чтобы не так, как хотят родители».
Обсудим, как грамотно давать обратную связь, если сознательного управления поведением не случилось, то есть переход из зоны «хочу» в зону «надо» не произошел. Ребенок застрял в экранке, других праздных удовольствиях, и обо всем на свете забыл.
Используем три простых вопроса: «Что сделано?», «Что не сделано?», «Что помешало?» Мы не скатываемся в раздражение, мы не закидываем обвинениями. Спокойно и по существу сами учимся, и ребенка своего учим анализировать, что произошло и делать выводы на будущее. Какая бы по-нашему мнению сложная ситуация не была, нужно уметь сохранять хладнокровие – использовать свою интеллектуальную систему. Ругань вокруг экранного времени меняем на совместное планирование задач, передачу ребенку ответственности по возрасту, и зону обратной связи. Таким образом, достигнутый результат будет соответствовать предварительно составленной программе цели. Эти действия с каждым годом все больше и больше развивают сознательную часть личности, ребенок запускает собственную систему мышления, основанную на внутреннем импульсе, а не требованиях. Сюда же можно добавить вектор роста, мы озвучиваем, насколько ребенок сам изменился, стал самостоятельным, более сильным, волевым. Такая система помогает, помимо мышления, развивать и самоконтроль, посмотреть на свои результаты, проанализировать. Очень полезно в этот момент показать, в какой мере эмоции от пребывания в цифровом мире захватывают, сколько сил нужно, чтобы переключиться. Только такая медленная, рутинная работа помогает меняться, подталкивает к личным решениям, появляется больше ответственности.
Каждый волевой акт, каждый успех, когда у личности получилось направить произвольное внимание на цель, самостоятельно перейти из зоны «хочу» в зону «надо», должны подкрепляться. Когда семья замечает и поддерживает взрослое поведение, тогда закрепляется связь и желание повторить. И обратное – наказание, негативное подкрепление, вокруг которых все обычно топчутся – дает обратный эффект. Способность к автономному поведению начинается с умения планировать и контролировать свою деятельность. Эти навыки формируют устойчивую самооценку, тогда никакого вовлечения в цифровой мир не произойдет.
Внимание ребенка в ваших руках, самое главное грамотно его направлять, развивать, помогать видеть связь усилий и результатов. Это является топливом мотивации двигаться и набирать скорость в реальном мире.