Сколько было сломано копий вокруг замороженных на Западе российских активов, а неопределённость в этом вопросе сохраняется и по сей день. Из-за бугра то и дело звучат угрозы о передаче десятков и сотен миллиардов долларов из числа международных резервов Банка России на нужды Украины. С собственностью российских компаний и бизнесменов, застигнутой врасплох в "тихих гаванях" зарубежья, не церемонятся уже давно. Читать мораль "бывшим партнёрам" о священном праве собственности бесполезно — нужно бить по их карману.
В декабре прошлого года американские сенаторы единогласно одобрили закон, позволяющий передавать конфискованные активы российских бизнесменов для помощи Украине, в том числе и военной. Уже в феврале под карающий меч американского "правосудия" попали средства с банковского счета предпринимателя Константина Малофеева в сумме $5 млн. Директор управления госдепартамента по оказанию помощи другим государствам Дафна Рэнд пообещала и дальше изымать российские активы и использовать их, с тем чтобы "поддержать украинский народ в трудное для него время". Вряд ли подливание масла в огонь в виде поставок вооружений можно назвать поддержкой, но это уже из другой оперы.
Евросоюз в своё время также подсуетился и создал специальное подразделение Freeze and Seize в целях блокирования российских активов и создания правовой основы для их передачи Украине. Другое дело, что с последним возникли некоторые трудности. Недавно в издании Die Welt со ссылкой на неопубликованный документ Еврокомиссии написали, что с захватом российских активов там решили повременить.
"Политическая воля есть, но правовые барьеры слишком высоки, - пишет издание. - Еврокомиссия приходит к отрезвляющему выводу, что замороженные резервы нельзя трогать. Когда война закончится, их придётся вернуть России".
Действительно, с точки зрения международного права наши активы являются суверенными, и на них распространяется государственный иммунитет. Правовые соображения меньше всего делают погоду для тех, кто вышел с нами на тропу войны, важно другое. Во-первых, в условиях кризисных явлений неправовое изъятие активов России подстегнуло бы недоверие к евро и способствовало выводу капиталов других стран из еврозоны. Во-вторых, европейцев пугают упрочение союза России с Китаем и укрепление юаня в качестве мировой резервной валюты, происходящее не только за счет доллара, но и евро. В-третьих, Пинкертоны из службы Freeze and Seize не могут сказать, где находится большая часть замороженных российских активов. Возможно, они находятся в виде ценных бумаг в различных банках, которые неохотно делятся данной информацией во избежание негативных последствий для своей репутации.
Не последнюю роль играет и страх перед возможными ответными действиями России, как это было в случае с введением финансовых ограничений для нерезидентов из недружественных стран и продажей активов иностранных компаний. Лишним напоминанием зарвавшимся западникам будет и недавний указ президента Владимира Путина об ответных мерах на изъятие российских активов за рубежом. При неразумных действиях с их стороны документ предусматривает внешнее управление на активы, связанные с недружественными странами, как это уже произошло с долями акционеров в компаниях "Фортум" и "Юнипро". Как отметил зампред Совбеза Дмитрий Медведев, в этом вопросе нужно действовать по принципу "око за око" или по принципу талиона. И если Запад пойдёт на беспредел, то и у нас рука не дрогнет.
Читайте по теме: Конфискация российских активов наводит на вопрос: зачем стране такие олигархи?