Найти тему

Май от слова "маяться".

Мне кажется, в каждой работе есть самый тяжёлый месяц. У большинства это декабрь, конец года, отчёты, итоги. В школе это, конечно, май. Тут прям всё сходится. И ощущение лета на пороге с его веером возможностей и новых приключений, манящее тепло ласкового солнца, скамейка во дворе, на которую так хочется перенестись и говорить о том, что тебе действительно сейчас интересно. И усталость, накопившаяся за долгих девять месяцев, причём, даже у тех, кто особо и не напрягался. И реальная перспектива скинуть, наконец, эту давящую ответственность, когда всем должен, ничего не успеваешь, в конце концов, сдаёшься, перестаёшь стараться и просто огребаешь со всех сторон. И отдых, отдых, отдых. От звонков, от домашки, от добровольно-принудительных конкурсов и мероприятий (обязательно хоть один участник от школы!). И это у учителей. Что ж говорить про учеников.

Сидим мы друг напротив друга, я ещё, в силу возраста, статуса и опыта свою тоску по воле маскирую, а они даже не пытаются. Все когда - нибудь видели у собеседника отсутствующий взгляд. Человечек вроде здесь, вроде слушает, но понимаешь, что твои слова не то чтобы в одно ухо влетают, из другого вылетают, они вообще как-то огибают голову вместе с ушами.

Означает ли это, что можно махнуть рукой и просто вещать в пустоту? Наверное. Но смысл?

Вот и начинаем как-то вовлекаться. С младшими именно здесь уместен игровой метод (кроссворды, крестики-нолики и т. п), а когда глазки загорелись, можно и знаний дать, причём, чем ярче горят глазки, тем больше отсыпаем новой информации. Со старшими, на первый взгляд сложнее. Им кажется, что они уже настолько взрослые, что негоже всякими глупостями типа детских игр заниматься, так и лицо потерять можно. Тут взываем к взрослым ответственным личностям. Во-первых, нужно попытаться объяснить, зачем им знать этот материал (крайне редко, но проходит, особенно, если ребёнок будет сдавать экзамен по предмету). Во-вторых, можно обратиться к развитию таких качеств как "сила воли плюс характер". Да, вам неинтересно экономическое развитие при Павле I, да, вы великолепно проживёте и без этой информации, но в жизни предстоит делать много неинтересных вещей, поэтому, тренеруем волю и включаемся в процесс.

И самое важное, пусть и очевидное, учителю самому должно быть интересно то, чему он учит. Детей обмануть трудно. Можно хоть с бубном танцевать, но если вам самому скучно от того, что вы рассказываете, они считают это на раз (проверено неоднократно).

Конечно, то, что описано, любой нормальный учитель практикует в течение всего года. Просто есть периоды, темы, когда обучение идёт легче, например, после осенних и зимних каникул. И я сознательно не превращаю каждый урок в фейерверк, потому что если каждый день как праздник, то сам праздник обесценивается и становится рутиной. Весной же приходится задействовать все резервы в режиме нон-стоп.

Работают ли подобные приёмы? Честно, не всегда и не со всеми. Выматывают ужасно. Но, если есть результат, то чувство удовлетворения перекрывает энергозатраты.

Тяжёлый всё таки май, но скоро лето, отдых. Ждём.