Пандемия подарила нам новые форматы работы: гибридные офисы уже стали обыденностью. Возможно, в некоторых странах станет реальностью и 32-часовая рабочая неделя. Насколько это оправдано и кому она действительно подойдет?
Об эксперте: Антон Фатеев, СЕО сервиса развития карьеры «Эйч».
В январе 2022 года Совкомбанк запустил эксперимент с 4-дневной рабочей неделей. К участию были приглашены сотрудники бэк-офиса компании — в основном, ИТ-специалисты и топ-менеджеры. Критериями отбора стали продуктивность и возможность работать удаленно. Планируется, что за год потрудиться по новой схеме успеют около 1 тыс. человек — чуть больше 4% действующего штата.
По итогам эксперимента компания сделает выводы о влиянии дополнительного выходного на качество и скорость работы и принять решение о целесообразности введения новой практики на постоянной основе.
Короткая неделя: мировой опыт
Гипотеза о позитивном влиянии сокращения рабочей недели на здоровье, мотивацию и продуктивность сотрудников появилась до пандемии. В 2015 году в Исландии ее уже тестировали на государственном уровне с привлечением не менее 1% действующей рабочей силы (госслужащих из самых разных областей — от школьного образования до медицины).
Эксперимент длился четыре года и получил статус самого масштабного тематического исследования. Он показал, что сокращение рабочей недели с 40 до 35 или 36 часов с сохранением заработной платы не влияет на производительность труда, либо, в отдельных случаях, даже способствует ее повышению. Кроме того, все участники отмечали снижение уровня стресса и улучшение самочувствия, а также позитивные изменения в вопросе баланса между работой и личной жизнью.
Успех Исландии привлек внимание международной общественности. В том же 2019 году о перспективах перехода на 4-дневную рабочую неделю в рамках Международной конференции труда в Женеве заявил глава российского правительства Дмитрий Медведев.
Политик вспоминал об опыте Генри Форда, который сократил рабочую неделю с 48 до 40 часов, и приводил в пример компанию из Новой Зеландии, которая после введения дополнительного выходного отчиталась о росте производительности труда на 20%.
Идея не нашла поддержки у российского бизнеса. Герман Греф назвал ее «заманчивой мечтой». В 2021 году Медведев снова выступал в поддержку короткой недели, ссылаясь на то, что вопрос заново приобретает актуальность в условиях пандемии. Однако Министерство труда сообщило о том, что предпосылок к отказу от привычной пятидневки не видит.
Зато на эксперимент согласилось правительство Испании и пригласило компании из разных сегментов к добровольному участию. Предполагалось, что изменения помогут «освежить» экономику, пострадавшую от последствий коронавируса гораздо сильнее, чем в других странах Евросоюза.
В это же время конгресс США поддержал законопроект, утверждающий 32-часовую рабочую неделю со сверхурочной оплатой дополнительного времени. Американские работники не получили дополнительного выходного — но государство изменило подход к переработкам и отношение к оплате «дополнительного» времени, которое специалисты проводят на рабочем месте.
Правда, у проекта тут же появились противники. По их мнению, он обслуживает интересы «белых воротничков» и ущемляет права линейных сотрудников с более низким уровнем заработной платы. Бизнес, скорее всего, будет вынуждать их работать неполную неделю, отказываясь от переработок и бонусов за них. При этом количество задач не сократится.
В качестве примера оппоненты неполной недели приводят Закон о доступном медицинском обслуживании, который обязал компании оформлять медицинские страховки для сотрудников, занятых больше 30 часов. Идея казалась хорошей, но на деле был зарегистрирован рост числа специалистов, трудоустроенных на неполный день. Чтобы исключить затраты на медицину, компании просто сокращали рабочее время сотрудников — а вместе с ним и зарплаты специалистов.
Отказ от пятидневки на российском рынке труда
По мнению российских рекрутеров, альтернативные форматы работы помогают компаниям выдерживать конкуренцию с другими работодателями в условиях кадрового голода. Особенно актуальным это становится для среднего и малого бизнеса, который часто уступает в зарплатной гонке, но тоже нуждается в сильных специалистах.
Предполагается, что четыре рабочих дня помогут установить баланс между карьерой и личной жизнью. А еще — побороть безработицу: сокращая рабочее время действующих специалистов в условиях незавершенной автоматизации рутинных процессов, компании вынуждены нанимать новых сотрудников.
Впрочем, сами предприниматели относят последнее обстоятельство к недостаткам формата: расширение штата при сохранении текущего уровня зарплат предполагает дополнительные расходы. При этом данные, которые подтверждали бы, что преимущества сокращенной недели помогают компенсировать затраты, пока отсутствуют — в российском контексте просто недостаточно такой практики.
Не намного теплее относятся к инициативе и сами работники: каждый третий россиянин высказывается против короткой недели, потому что опасается потерять часть дохода.
Немного практики
Сегодня в России есть всего несколько компаний, открытых к экспериментам с продолжительностью рабочей недели. Это не обязательно предполагает дополнительный выходной день, как в проекте Совкомбанка.
В качестве альтернативного примера можно привести опыт разработчика ПО Space307, который официально утвердил «День без звонков». Каждую среду сотрудники компании могут отказаться от участия в видеоконференциях — это помогает им сфокусироваться на персональных задачах и разобраться с истекающими сроками.
Еще один пример — «Яндекс», который активно развивает гибридные форматы. Весной 2021 года сотрудники компании вернулись в офисы — но с сохранением возможности один день в неделю работать из дома.
«Нестандартный» день есть и в рекламном агентстве Esprezo. Каждую неделю компания организует обучение — сотрудники могут переключиться с рабочих задач на освоение новых навыков и повышение профессиональной квалификации.
В «Эйч» мы, к примеру, ввели практику одного «выходного» дня в течение недели — ребята чаще всего берут его для решения личных рабочих вопросов: это позволяет лучше сконцентрироваться на длительных задачах и не погрязнуть в коммуникации.
Альтернативные форматы: что еще?
Среди других форматов, которые меняют представление о рабочем процессе, стоит отметить практику саббатикала — продолжительного творческого отпуска, который помогает специалисту преодолеть выгорание и обновить представления о карьерном росте.
Саббатикал много лет практикуется в академической среде в США: профессора университетов регулярно берут творческие выходные, которые посвящают научной работе и другой деятельности, которая способствует профессиональному росту и помогает отключиться от рутины.
Сегодня практика распространяется в других странах и успешно осваивается бизнесом. В России, например, оформить карьерный отпуск сроком до года могут сотрудники «Сбера». Перерыв не оплачивается работодателем, но место сохраняется за сотрудником. А он получает возможность реализовать планы, попробовать что-то новое и восстановиться после выгорания.
Еще один альтернативный формат, который встречается даже чаще саббатикала, — так называемый «дэй-офф». Предполагается, что сотрудник в любой момент может попросить у работодателя внеплановый выходной.
Искать «сильные» аргументы в пользу перерыва не придется — отдохнуть можно как в случае плохого самочувствия, так и в силу каких-либо жизненных обстоятельств или обычной усталости. Право оплачивать или не оплачивать дэй-оф при этом остается за компанией.
Короткая неделя: плюсы и минусы
- Ряд исследований подтверждает: сокращение рабочей недели на несколько часов не влияет на производительность труда, либо оказывает на нее позитивное влияние. Крупнейший эксперимент, подтверждающий эти тезисы, проводился в Исландии с 2015 по 2019 годы: в нем принимали участие работники госучреждений — всего порядка 1% работающего населения страны.
- Участники исследования отмечали, что чувствуют себя лучше и реже испытывают стресс, а также легче находят баланс между работой и личной жизнью.
- Счастье сотрудников позитивно влияет на бизнес: ценные специалисты, которых устраивают условия труда, с меньшей вероятностью рассмотрят предложения конкурентов.
- При этом многие работодатели и экономисты сегодня считают доказательную базу гипотезы о пользе короткой недели недостаточной: существуют сомнения в целесообразности внедрения формата в наиболее консервативных сегментах, а также в командах, которым еще только предстоит сработаться или обучить большое количество новичков.
- Поддержка короткой недели со стороны регуляторов может приводить к неожиданным негативным последствиям. Например, компании нанимают сотрудников на неполный день, требуя от них при этом выполнения стандартного плана — позитивному карьерному опыту это, разумеется, не способствует.
Несмотря на трудности, концепция сокращенной недели сегодня вызывает интерес — в том числе, в том или ином виде возникает в практике российских компаний.
Основная причина в том, как на восприятие работы повлияла пандемия с ее новыми форматами. Работники попробовали удаленную работу и гибридную неделю — и во многих наиболее прогрессивных сферах (например, в банкинге или IT-сегменте) возможность работодателя проявить чуткость и гибкость в вопросах организации рабочего процесса сегодня является одним из требований со стороны соискателей.
Однозначно оценить эту тенденцию сложно: с одной стороны, это приводит компании к дополнительным затратам и необходимости принимать определенные риски. Например, срочно автоматизировать некоторые рутинные задачи и инвестировать в разработку новых IT-решений, чтобы сотрудник мог выполнить недельную работу за 32, а не за 40 часов.
С другой, это помогает конкурировать за кадры на перегретом рынке труда — даже в том случае, если в чем-то другом (например, в уровне зарплаты) противостоять лидерам оказывается практически невозможно.