Найти в Дзене
Авиационное обозрение

Что из себя представляли осветительные авиационные бомбы (САБ) времен Великой Отечественной войны?

Приветствую. С момента своего зарождения и до начала Второй Мировой войны, процесс совершенствования бомбардировочной авиации заключался не только в разработке перспективных летательных аппаратов, но и в улучшении тактики их применения, а также в применении новых типов бомбардировочного вооружения (к примеру осколочно-фугасных бомб, зажигательных, бетонобойных, противотанковых и прочих видов бомб). Особое место при этом занимали специализированные вспомогательные бомбы. Применялись они для решения широкого класса дополнительных задач. К примеру, аэронавигационные авиабомбы использовались для визуального фиксирования отдельной точки на водной поверхности (и некоторых других функций), а с помощью дымовых бомб осуществлялась постановка дымовых завес. Также достаточно широкое распространение получили фотоосветительные и осветительные авиабомбы. Первый тип предназначался для получения источника света при осуществлении воздушного фотографирования (самолетами разведывательной авиации) в ночное время суток. А второй тип использовался в основном для непосредственной подсветки цели. На нем мы сегодня остановимся более подробно.

Рисунок с бомбардировщиками Пе-2. (Для заставки). Источник: http://warwall.ru/
Рисунок с бомбардировщиками Пе-2. (Для заставки). Источник: http://warwall.ru/

Осветительные бомбы или САБ представляли собой вспомогательное боевое средство, главное предназначение которых заключалось в освещении районов нанесения прицельных ударов бомбардировочной авиацией в ночное время суток. С ее помощью создавался источник искусственного света, который облегчал бомбардировку выбранных целей. Помимо этого, решался и ряд второстепенных задач. К примеру, это создание световой защиты от огня зенитной артиллерии (она представляла собой существенную меру противодействия, которая мешала работе наземных расчетов), поиск и наведение самолетов на цель или конкретный ориентир и т. д. Применение подобных бомб осуществлялось только в ночное время суток и только при определенных погодных условиях. В Советском Союзе было разработано несколько типов САБ различных калибров, выполненных по одним и тем же физическим принципам и имеющих схожую конструкцию, но отличающихся конечными характеристиками. К примеру, это такие бомбы как САБ-3, САБ-3М, САБ-15, САБ-25, САБ-50-15 и САБ-100-55. Основным параметром такого изделия являлась освещенность (количество световой энергии на единицу поверхности). Среди прочих характеристик можно было выделить время горения (в целом оно доходило от двух до четырех минут) и среднюю скорость снижения (она составляла примерно 4 м/с). Наиболее массовыми являлись бомбы малых калибров. На фото ниже изображены некоторые из вышеотмеченных осветительных бомб. В настоящий момент эти сохранившиеся экземпляры являются экспонатами Центрального музея ВВС в Монино.

Если рассматривать типовую конструкцию подобного изделия, то САБ имела вытянутую цилиндрическую форму. В задней части бомбы размещался стабилизатор и тормозное кольцо. Сам корпус был выполнен из тонкой листовой стали. Внутри же находилось несколько основных узлов. Прежде всего, это парашютное устройство и пиротехнический факел. Последний и являлся источником искусственного света. Он выбрасывался из корпуса бомбы вместе с парашютом и воспламенялся на заданной высоте. Сброс осветительных бомб осуществлялся либо с самолета-осветителя, либо методом взаимного подсвечивания. В первом случае, для этого могли применяться различные самолеты фронтовой и дальнебомбардировочной авиации (Ил-4, Ли-2 и другие). От грамотных действий его экипажа, зависел успех выполнения боевой задачи. Самолет-осветитель должен был точно выйти на цель (либо по навигационным приборам, либо исходя из расчетов от заданных ориентиров) и осветить ее по времени и интенсивности так, чтобы ударная группа могло осуществить корректное прицеливание и бомбометание. В случае необходимости, впереди ударных машин, могло выдвигаться несколько самолетов-осветителей. При этом, если первый сброс САБ оказывался неудачным (к примеру, была неверно выбрана высота, угол прицеливания или освещения оказалось недостаточно), то они могли делать по несколько заходов (в зависимости от максимальной загрузки такими бомбами). Если же рассматривать бомбометание методом взаимного подсвечивания, то оно заключалось в том, что часть боекомплекта ударных машины как раз составляли САБ. Бомбардировщики классическими способами выходили на цель друг за другом и после сброса обычных бомб, осуществляли сброс САБ. Соответственно первыми старались направлять наиболее опытные экипажи. Именно от точности работы самых первых машин зависела эффективность всех последующих. Само же бомбометание осветительными бомбами велось преимущественно с высот выше 2000 метров согласно разработанным инструкциям и предписаниям, где учитывались различные сопутствующие факторы (такие как высота полета, типа летательного аппарата, его скорость, погодные условия, скорость ветра). Время начала горения факела бомбы рассчитывалось предварительно. В зависимости от радиуса заданного района, сброс осветительных бомб мог проходить как одиночно, так и залпом или серией. В последних случаях, следовало учесть временные интервалы между сбросом, чтобы избежать возгорания парашютов предыдущих бомб от факелов последующих. Подготовка экипажей, самолетов и собственно САБ, осуществлялась в соответствии с установленными инструкциями. В завершении статьи, приведем архивное фото, где было запечатлен момент применения САБ немецкой авиацией при нанесении ночных ударов по Неаполю (1943 год, источник фото указан ниже).

Ночной налет немецкой авиации на Неаполь. Источник фото: https://waralbum.ru/
Ночной налет немецкой авиации на Неаполь. Источник фото: https://waralbum.ru/

Использование подобных дополнительных технических средств, являлось неотъемлемой частью решения задач по бомбометанию в нестандартных условиях (в данном случае в ночное время суток).