День 4. Гардая или ⴰⵖⵍⴰⵏ /ⴰⵎⴰⵣⵉⵖ
Прилетают как-то француз, итальянец и русский в аэропорт Гардая, что на краю пустыни Сахара в оазисе Мзаб (звучит как анекдот, да? 😄😁😄.
По прилёту у всех забирают паспорта, француза и итальянца отпускают на такси с их встречающими, а русским выдали две (!)🚙🚙 машины сопровождения (спереди и сзади) и с мигалками .
Доставляют в единственный 4* (ну типа 4*) отель в округе. Рекорд эскортов побит - нас двоих сопровождало 10 человек (8 полицейских, гид и водитель). Вот что VIP :) . Время ожидания эскорта - 30 минут.
Про наши приключения по прилёту , мы писали ранее. Смотрите вкладку Алжир.
Гардая - это такой город и регион, находится в чуть севернее центра страны Алжир, на краю пустыни Сахара, в долины высохшей реки (такие долины называются вади - про нах нам говорили и в Эмиратах) Мзаб.
Место совершенно уникальное и не похоже ни на какое другое и несмотря на удаленность от других цивилизаций.
Можно сказать, что оно повлияло и на многих из нас - есть некоторая связь между местной архитектурой и советскими хрущевками ;-)
Местное население это мозамбиты (по названию долины) - берберы, которые исповедуют ибадитскую ветку ислама. Для меня последние несколько слов еще утром были не до конца ясны, поэтому запишу, то как понял от гида.
Берберы это коренное белое неарабское население севера Африки, кочевники с собственным языком и письменностью, которая однако появилась недавно и не все еще ею владеют. Например наш водитель не смог по берберски написать Гардая, поэтому пришлось гуглить в интернете и то не факт, что правильно нашли(в заголовке статьи).
Берберами их судя по всему назвали либо древние греки, либо римляне - от слова barbarian, варвар. Но в наших языках хотя бы есть различие между берберами и варварами, а у арабов это одно слово.
Ибадиты - это ветвь ислама, типа суннитов и шиитов, весьма немногочисленная и в основном встречающаяся в Африке, Йемене, Омане и Ираке (надо будет проверить во время будущих поездок). Как в других случаях, религиозные различия принципиальны : шииты (Иран, Афганистан, итд) считают, что правителями общины и вообще лидерами мусульман должны быть только прямые потомки пророка Мохаммеда (тут далее должен быть такой арабский иероглиф со всеми титулами, которые принято перечислять после имени).
Сунниты уверены, что управлять общиной может кто угодно, но если он из правильной монархической семьи. Ибадиты же уверены, что вообще кто угодно может быть лидером, главное чтоб навыки были и человек чтоб был хороший. Эти различия приводят к множеству войн, в результате которых группу ибадитов прогнали с своих мест и они в результате странствий внезапно нашли долину в которой вода была сравнительно легко достигаема (несколько метров под землей) и тут решили остаться.
В следствие своих религиозных убеждений местные ибадиты уверены в том, что трудится нужно не только для личного блага (обычно эти занимаются в первой половине дня), но и для блага общины (второй рабочий день - после обеда).
Что различий между бедными и богатыми должно быть по минимуму, поэтому в местных домах нет роскоши и каких-либо архитектурных излишеств.
Дом должен быть максимально функциональным - во время жары прохладным, во время холода теплым, каждый отвоеванный у природы кусок земли должен приносить пользу, отходы нужно не выбрасывать, а сортировать и использовать повторно - либо в качестве еды для скота, либо для удобрений.
Община управляется советами достойных горожан - есть совет судей, совет по религии, совет по земледелию и по торговле. Каждый житель прежде всего часть общины, поэтому преступлений минимум (ага, а зачем тогда эскорт спрашивается?) - ведь если кто нарушит закон и не компенсирует урон, то ему объявляется всеобщий бойкот и депортация из города (буквально повелевают - сходи к морю (пешком через пустыню и горы, 600км в одну сторону) и подумай над своим поведением).
Все это послужило основой для совершенно невероятной архитектуры местных ксаров (крепость на местном берберском; как касба в Алжире (городе)), самым большим и вольных из которых является Гардая.
Сюда пускают туристов и позволяют им гулять по местным улочкам-лабиринтам (они умышленно такие, чтоб захватчики если что, быстро запутались). Хотя и в этом случае множество ограничений - гулять нужно в сопровождении гида, взрослых людей не фотографировать, не курить, одеваться скромно и в целом, вести себя пристойно.
Но тем не менее, фотографировать местных очень хочется: во первых совершенно потрясающие берберские тюрбаны (как на логотипе гонки Дакар) ярко синего цвета; а во-вторых местные замужние женщины, которые обязаны ходить полностью укутанные в ткань и им дозволено открывать лишь один глаз.
Но вернусь к архитектуре и пятиэтажкам: когда-то давно Алжир и долину Мзаб посетил известный французский архитектор Ле Корбюзье, который вдохновился местными домиками и вывел свои принципы функциональной архитектуры
А именно, отсутствие декораций, плоская крыша, максимально полезная площадь и минимально допустимая высота потолка. В CCCР этими принципами вдохновились и реализовали их во время застройки страны по плану "каждой семье по собственной квартире 1980г" в чем многие из нас, выросшие в пятиэтажках, имели счастье убедиться.
Типичный ксар (крепость). В центре минарет и он же наблюдательно-сигнальная башня. Чуток под углом, как пизанская для улучшения аэродинамики и меньшего сопротивления ветрам. Четыре пальца наверху - своеобразный компас для определения сторон света.
Гардая знаменита своими коврами-килимами. Пришлось купить ещё один, в дополнение к иранскому. Большой ковёр 2x3 м с историей стоит ~22тыс рублей. Без истории можно за 15тыс.
Взрослых людей фоткать нельзя, а детей можно, особенно если с ними поделиться деньгами и/или сладостями. Негритянская девочка кстати стоит на древней трибуне, внутри которой сидел совет города. Им кстати нельзя было просто так ходить на рынок - ведь тогда был шанс их подкупить. Поэтому община покупала им все самостоятельно (рецепт от коррупции)
Арабские огурцы факус, местные кабачки гиганты и вообще овощные ряды
И напомню. В нашем телеграмм канале свежие новости , фотки и режим общения .
На YouTube видео ролики и все тоже самое что в телеграмм, но с картинками.
https://youtube.com/@apazidigо
А на Дзен канале я пытаюсь совместить все вместе по чуть -чуть
https://dzen.ru/s_miru_po_nitku