11 апреля 1964 года состоялась премьера фильма «Я шагаю по Москве». Им открывали главную киноплощадку СССР, московский кинотеатр «Россия».
А задумка фильма, ставшего символом молодости, легкости и воздушности 60-х, родилась из всего лишь одной сцены… Вот как вспоминал режиссер картины Георгий Данелия: «Ко мне пришел Гена Шпаликов и говорит: "Я классный сюжет придумал. Давай кино снимем?". Я спросил, какой сюжет. "Вовсю льет дождь, а по улице босиком идет девушка, в руках несет туфли, а за ней едет велосипедист". "А что дальше?", — снова спросил я. "А дальше придумаем", — ответил Гена. Вот так мы начали работу над фильмом "Я шагаю по Москве"».
Съёмки фильма проходили летом и осенью 1963 года. Настроение картины – легкое, молодое, беззаботное – создали для зрителей все участники съемок, а главное героиней все-таки стала Москва, показанная цветущей, яркой и вечно молодой.
Такой нам ее показал оператор Вадим Юсов, многие кинокритики отмечали его гениальную работу за интересные приемы. Например, он использовал длиннофокусную оптику, что позволило добиться эффекта реалистичности. А панорамы города даже вызвали ряд вопросов у органов безопасности: они решили, что съемки проводились с вертолета, что тогда делать было категорически нельзя.
Особенно много хлопот доставляли съемки в метро. «Снимали ночью, заранее заказывали станцию и поезд, и, как только закрывалось метро, мы тут же спускались на станцию, допустим, "Университет", завозили аппаратуру», - вспоминал Юсов.
После премьеры молодые актеры стали настоящими звездами: Инна Чурикова, Евгений Стеблов, Алексей Локтев. Никита Михалков получил первую главную роль благодаря протекции сценариста фильма Геннадия Шпаликова. Однажды Михалков попросил Георгия Данелию повысить ему ставку с 8 до 25 руб., но режиссёр поступил по-хитрому и сказал, что пригласит другого на его место. Михалков со слезами на глазах сдал своего брата Андрона, который научил его, как просить о повышении.
После просмотра в Госкино комиссия, принимавшая картину, спросила: если это комедия, то почему она несмешная? «Потому что она лирическая», – ответил Данелия авторы. Так и родился новый киножанр.
Фильм был показан на Каннском кинофестивале, где Данелию удостоили специального упоминания жюри в числе молодых кинематографистов «за индивидуальность и обещания, которые они выразили в своих произведениях».
Начало и конец фильма рифмуется двумя похожими диалогами, отражающими суть и настроение картины:
- И у вас всё хорошо?
- Всё хорошо!
- А ведь так не бывает!
- Бывает!