Найти тему
История живописи

Ученик Брюллова и сын адмирала, бросивший службу ради искусства

Автопортрет, Ф.А. Моллер, 1840-е. Русский музей, Санкт-Петербург.
Автопортрет, Ф.А. Моллер, 1840-е. Русский музей, Санкт-Петербург.

Рожденный в "славный год", то есть в 1812-ый, потомок остзейских (балтийских) немцев, изначально и не рассматривался как будущий художник. По крайней мере его отцом, адмиралом флота и морским министром в будущем. Поэтому Федор Антонович Моллер (в дореволюционных источниках фон-Моллер, имя при рождении - Отто Фридрих Теодор) изначально готовился пойти по стопам своего родителя и закончил Морской кадетский корпус.

"Девушка перед зеркалом", Ф.А. Моллер, 1840-е. Башкирский художественный музей, Уфа.
"Девушка перед зеркалом", Ф.А. Моллер, 1840-е. Башкирский художественный музей, Уфа.

Далее начнется служба в Семеновском полку, Моллер "был адъютантом при командире гвардейского корпуса". Но именно в это время молодой офицер увлекается, как тогда говорили, "изящным искусством". В свободное от службы время он начинает посещать рисовальные классы Академии художеств. При этом он успеет поучаствовать в "польской кампании" 1830 года, как ее называли тогда и получит ранение при штурме Варшавы. По возвращении он напишет картину "Битва при Остроленке", первую из тех, что он представил на академической выставке 1832 года.

Картина была приобретена действующим императором, и, видимо, этот успех предопределил окончательный уход офицера со службы с тем чтобы посвятить себя живописи целиком и полностью. Моллер выходит в отставку в чине штабс-капитана в 1835 году. Через два года появляются первые сведения о том, что он обучается у знаменитого Карла Брюллова. Любопытно, что частенько отставные военные становились баталистами, что вполне естественно, но и здесь Моллер пошел своим путем - он, как и его учитель, стал заниматься исторической живописью и портретом.

"Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского", Ф.А. Моллер, 1830-1840 гг. Ивановский областной художественный музей.
"Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского", Ф.А. Моллер, 1830-1840 гг. Ивановский областной художественный музей.

Педагогическая система Брюллова подразумевала обязательное копирование как работ старых мастеров, так и его собственных произведений, поэтому неудивительно, что до нас дошла одна из таких копий кисти Моллера, повторяющая работу "блистательного Карла", которую я вам показывал в статье о его самой известной картине.

В тот же год (1837), когда достоверно известно, что художник обучался у Брюллова, он заканчивает Академию художеств с максимальной наградой, но за границу отправляется по своей инициативе (и по совету учителя) и за свой счет, благо благосостояние его семьи это позволяло. В Риме он пробудет много лет (с перерывами), где создаст в числе прочих картину "Поцелуй", отправив которую в столицу империи, он сразу же получит звание академика и "пенсионерское содержание на два года". Моллер станет известен на родине, а картину снова приобретет император "для собственных покоев":

"Поцелуй", Ф.А. Моллер, 1840. Третьяковская галерея, Москва.
"Поцелуй", Ф.А. Моллер, 1840. Третьяковская галерея, Москва.

Картина после академической выставки находилась долгое время в мастерской Карла Брюллова, что навело искусствоведов на мысль, что возможно мастер использовал работу своего ученика в качестве образца для копирования другими учениками. Вообще, Моллер был явно под сильным влиянием своего учителя, обращаясь к нему в письмах "Как постоянный усерднейший обожатель великого гения Вашего, любезный Карл Павлович..."

"Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий", Ф.А. Моллер, 1856. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий", Ф.А. Моллер, 1856. Русский музей, Санкт-Петербург.

В дальнейшем художник продолжил плодотворную деятельность, причем смена императоров не повлияла на царскую благосклонность: так, за картину "Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий" Александр II "пожаловал художнику Владимирский крест и повелел уплатить ему 10000 руб." За нее же Моллеру присвоят звание профессора исторической живописи.

Кроме исторических работ художник был еще известен как портретист, к примеру есть немало портретов Николая Гоголя кисти Моллера. Они познакомились во время пребывания художника в Риме, и Моллер вошел в ближний круг необщительного (один из современников отмечал его "несообщительную натуру" и неразговорчивость) писателя.

Портрет Н.В. Гоголя, Ф.А. Моллер, начало 1840-х. Русский музей, Санкт-Петербург.
Портрет Н.В. Гоголя, Ф.А. Моллер, начало 1840-х. Русский музей, Санкт-Петербург.
Портрет Н.В. Гоголя, Ф.А. Моллер, начало 1840-х. Литературный музей Пушкинского Дома.
Портрет Н.В. Гоголя, Ф.А. Моллер, начало 1840-х. Литературный музей Пушкинского Дома.

Кроме художественной деятельности живописец еще много преподавал, а также выполнял государственные заказы для Кремлевского дворца в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге. До последних своих дней (он умер летом 1874 года) сохранял творческую активность, последняя его картина "Распятие Христа" так и осталась незавершенной.

"Несение креста", Ф.А. Моллер, 1869. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Несение креста", Ф.А. Моллер, 1869. Русский музей, Санкт-Петербург.

Спасибо, что были со мной сегодня, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.