Как выяснилось причин тому не так много, но они довольно веские. Хотелось бы сразу отметить, что переход на электромобили будет не просто дорогостоящим, а просто разорительным для большинства автовладельцев. И дело вовсе не в сохранении экологии, цели которой якобы преследует переход на зеленую энергетику. Скорее это новый ход автопрома, которого дивиденды от авто с ДВС уже перестали устраивать.
На сегодня более десятка стран объявили о своем отказе от машин с ДВС. Причем в их числе не только развитые страны, но и те, экономика которых только начинает набирать темпы. С одной стороны, переход на электродвигатели кажется неизбежным. С другой, сомнения в реальности подобного сценария остаются, и электромобили не кажутся какой-то панацеей.
Впрочем, перейдем к основным доводам, которые могут помешать осуществиться переходу на электромобили.
Довод 1
Прежде всего человечеству может не хватить сырья. В первую очередь на производство аккумуляторов, которые завязаны на редкоземельные металлы и элементы. Запасы того же лития, кобальта и неодима не беспредельны и насколько их хватит уже можно рассчитать.
Во всяком случае на примере Великобритании ученые подсчитали, что отказ от двигателей внутреннего сгорания к 2050 году потребует увеличить мировую добычу кобальта в два раза. С неодимом и того хуже – потребуется весь добываемый на планете, а также почти весь литий. При этом понадобится еще медь в размере половины мировых запасов. И все это не для самой крупной страны.
Остается добавить, что добыча того же кобальта неоправданно дорога и в результате выгода от результата ниже самого механизма добычи химэлемента.
Довод 2
Он заключается в недоработанной бизнес-модели. Собственно, это когда-то загубило выпуск электрокаров на заре автомобилестроения. Двигатели внутреннего сгорания просто вытеснили их с авторынка. На сегодня у электромобилей уже существует проблема окупаемости. Такие компании как Ford и Dyson несмотря на разработки новых моделей электрокаров, вынуждены были закрыть проекты.
Главная причина – коммерческая не рентабельность электропроектов. Инвестиции просто таят на глазах, не давая желаемого результата. Не спасают даже дивиденды от продаж авто с ДВС. Остается рассчитывать лишь на бюджетные вливания, которые лягут бременем на налогоплательщиков. А также на субсидии, которыми будут поощрять покупателей электромобилей.
Может рассматриваться еще такой вариант как поощрение частного бизнеса за счет освобождения его от налогов.
Довод 3
Вряд ли все государства в едином порыве перейдут на электрокары. Для многих из них такой переход просто не выгоден. Той же России нет смысла лишаться добычи нефти и газа. Именно поэтому она остановилась на так называемом экогазе, который представляет собой природный метан. Его стоимость не затратна, к тому же он намного чище бензина по выбросам.
Единственная страна, которая оказалась в приоритете по добыче редкоземельных металлов – это Китай. Но захочет ли он делиться с другими странами и в первую очередь с США – большой вопрос. Таким образом производство электрокаров может остановиться в любой момент, как это уже произошло с некоторыми хайтек-технологиями, на которые Америка в свою очередь наложила эмбарго.
Не стоит забывать и о том, что добыча кобальта сосредоточена в Конго, где для этого используется детский труд. Что не добавляет привлекательности подобным поставкам.
Довод 4
Следующая проблема заключается в возможной нехватке электричества, которую может спровоцировать производство электромобилей. К тому же рост потребления электроэнергии автоматически вызовет рост цен. Пример той же Великобритании дает прогноз роста потребления к 2050 году на 20%. И здесь заложены лишь конечные нужды без учета энергопотребления при добыче сырья и производстве электрокаров.
Дополнительные энергорасходы понадобятся также для зарядных устройств. Безусловно понадобится строительство новых электростанций. Точно так же вполне предсказуемо повышение тарифов, что опять же заставляет задуматься о рентабельности электрокаров и полном отказе от машин с ДВС.
Довод 5
Наконец, не стоит сбрасывать со счетов способ добычи электричества путем сжигания углеродов. И он распространен почти в 40% стран мира. Выбросы от подобной выработки электроэнергии считаются самыми вредными. В свою очередь производство электрокаров лишь увеличит потребность в электроэнергии, а значит будет ухудшаться состояние экосистемы.
Не лучшим образом обстоит дело с атомными электростанциями. Отработанное атомное топливо при всей тщательности захоронений дает утечки, и не меньше отравляет окружающую среду.
У ветряков и солнечных электростанций имеются свои недостатки, и для окружающей среды они представляют не меньшую опасность. Разрушая и отравляя почву и воду, они вредят флоре и фауне. В особенности страдают популяции птиц.
Остается добавить, что добыча ископаемых тоже представляет собой не безопасный для экологии процесс. Например, добыча лития ведет к загрязнению подземных вод и опустыниванию почвы. Даже если разработки ведутся вдали от населенных пунктов – это не спасет планету от загрязнения и опустошения.
Так что придется сильно задуматься над проблемами электрокаров, которые могут поставить сценарий их выпуска под большое сомнение.
А как считает вы, насколько выпуск электрокаров может при нести пользу автопрому и не навредить при этом экосистеме планеты?
Автор: Ольга Трущалова, независимый автор медиагруппы “Хакнем”.
Не забывайте подписываться на наш канал и ставить лайки. Территория Хакнем открыта для самых разных позиций и мнений, которые вы можете оставлять в комментариях.
Другие материалы автора на канале: