Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Почему на Т-14 "Армата" и на других современных танках нет бревна для самовытаскивания?

Многие знают, что на советских танках крепилось бревно для самовытаскивания. Уж сколько статей написано про это легендарное бревно, в том числе и на Дзене. Что якобы это бревно - ни что иное как квинтэссенция русской военной смекалки, аналогов которой в мире нет. И что стоит только закрепить это бревно цепями к гусеницам, так застрявший в грязи танк тут же выскочит из неё...

Советский танк с бревном самовытаскивания
Советский танк с бревном самовытаскивания

Но во всей этой красивой истории есть одна неувязочка: а почему же тогда на современном танке Т-14 "Армата" нет этого бревна для самовытаскивания? Вот смотрю я на "Армату" и не вижу бревна. Куда бревно подевали? Оно же легендарное! Оно же способно аж целый танк прямо из болота вытянуть. Или всё-таки не способно?..

В общем, пора уже разогнуть эти "скрепы" как следует и наконец поставить точку в вопросе целесообразности использования бревна.

Т-14 "Армата" без бревна самовытаскивания
Т-14 "Армата" без бревна самовытаскивания

И ведь действительно, ни на одном современном иностранном танке нет и намёка на саму возможность крепления бревна сзади. Поэтому неудивительно, что и на современном российским танке не предусмотрен никакой крепёж для него.

Но прежде чем мы перейдём к самой сути вопроса о бревне, необходимо задаться философским вопросом - а боятся ли танки грязи?

Конечно же боятся! Потому что есть такое расхожее выражение, что танки вроде как грязи не боятся. А раз так, то и бревно им не зачем.

Однако как удалось выяснить, в реальных боевых условиях танк всегда застревает в грязи так, чтобы боевой расчёт вообще не смог закрепить это пресловутое бревно цепями к гусеницам.

-3

Как правило, происходит это не как на учениях, а так, что гусеницы полностью погружаются в жижу. Вот и пойди попробуй поныряй там с бревном и попытайся продеть цепи куда следует. Потому что это только на учениях всё легко и красиво, а в жизни танк вязнет в грязи по самую башню, и поэтому бревно малоэффективно.

А вот что же касается официальных формулировок, по которым от бревна отказались, то они звучат следующим образом:

Недостатками бревна для самовытаскивания танка из грязи являются значительная масса бревна, недостаточная прочность, обусловленная непостоянством его физико-механических свойств. Например, масса и прочность древесины зависят от влажности ввиду гигроскопичности древесины.
Снижению прочности также способствует наличие пороков в древесине. Кроме того, дерево легко воспламеняется и способно загнивать от сырости. Непостоянство и большой диапазон предела прочности дерева, зависящие от различных факторов, снижают надежность устройства для самовытаскивания в целом.
-4
Вследствие большой длины бревно занимает много места на корме танка. Это создает дополнительные неудобства при его транспортировке.
При использовании бревна отсутствует возможность осуществлять поворот (изменение направления выезда из грязи) танка в кратчайшем направлении к грунту с необходимой несущей способностью.
Округлая форма бревна не позволяет ему зацепиться за скользкий грунт.
-5

И именно поэтому ни один современный танк, включая российскую "Армату", не использует этот анахронизм под названием "бревно для самовытаскивания".

Более эффективно в этом плане работает соседний танк, который пока ещё не застрял. Ведь гораздо быстрее, и главное безопаснее, дёрнуть из болота застрявший танк соседним танком, чем копаться с бревном.

-6

Также не нужно забывать, что в составе танковых подразделений есть специальные технические машины на гусеничном ходу. Они оснащены специальными отвалами, которые работают как упор при вытаскивании танка, если тот увяз слишком уж сильно. Для вытаскивания военные крепят тросы к крюкам такой машины, а другие концы обоих тросов крепят к гусеницам.

-7

Затем застрявший танк просто начинает вращать обе гусеницы в любом направлении. И таким образом у него появляются точки опоры. Такая техника гораздо эффективнее любого бревна.

-8