К моей статье про Крымскую войну было много комментариев, упрекающих меня в том, что я не осветил оборону Петропавловска-Камчатского. Действительно, это достаточно интересная и славная страница нашего прошлого, но нельзя забывать не только о победе в сражении, но и о том, что на следующий год Петропавловск был целиком эвакуирован, и российская база переместилась значительно западнее - в Николаевск-на-Амуре. Все эти действия лучше воспринимать в контексте гораздо более масштабных процессов на тихоокеанском побережье, давайте о них и поговорим.
1. До Крымской войны
До Дальнего Востока русские землепроходцы дошли во 2-й половине 17-го века. На юге, после конфликта с Китайской империей, по Нерчинскому договору границы России были проведены по Становому хребту и реке Уде (севернее, чем сейчас), южнее оставались земли Китая и неразмеченная область между бассейнами рек Уда и Амур. Основным портом России на Тихом океане стал Охотск (Охотский острог). Он находился относительно недалеко от Якутска. В 19-м веке конкуренцию Охотску составил расположенный чуть южнее Аян.
Однако затем, в 1840-е, было принято решение перенести основную базу восточнее, в Петропавловск на Камчатке, обустроить там оборонительные позиции. Там была и удобная гавань, и выход в океан не преграждался проливами. Однако существенным минусом была его изолированность: дорога по суше, через Камчатский перешеек, была необустроенной и очень долгой. Оставалась связь с сушей по Охотскому морю, зимой надолго замерзавшему.
Ещё восточнее, на Американском континенте, находились владения Российской империи в Аляске. Основным источником дохода для них, поддерживавшим там российскую власть, была торговля ценной пушниной каланов ("морских бобров"), которая к 19-му веку начала испытывать трудности ввиду сокращения их численности. На юге же разворачивались не менее драматические процессы. Европейские империи, стремясь проникнуть в Китай, навязать ему выгодные для них условия торговли, развязали Опиумные войны против Китайской империи (1840-42 и 1856-60). Северо-восточные земли Китая и так им слабо контролировались (существовал даже запрет собственно китайцам там селиться: дело в том, что там жила другая народность, маньчжуры, а Китаем тогда правила как раз династия из Маньчжурии, Цин, и таким образом с помощью запретов они надеялись защитить свои земли). А война с европейцами дополнительно ослабила Китай. Стремясь не допустить европейцев на эти территории, Россия в 1840-х годах начала активно туда проникать.
Главным вопросом на тот момент была возможность прохода по Амуру в Тихий океан (его устье оставалось неизученным). В 1849-м году капитан Невельской был отправлен из Петропавловска на поиски устья Амура (см. Амурская экспедиция). Ему было поручено обустроить поселение где-то севернее устья (в землях, неразмеченных по Нерчинскому договору). Однако он не только сделал это, но и нашёл выход из моря в Амур, основал в его низовьях Николаевский пост (будущий Николаевск-на-Амуре), а заодно и доказал, что Сахалин - это остров, пройдя пролив, отделяющий его от материка (ныне пролив Невельского).
Поскольку низовья Амура считались тогда китайскими, самоуправство Невельского было встречено в Петербурге с опаской, однако оно получило поддержку самого царя Николая I и местного дальневосточного губернатора Муравьёва. Благодаря этому присутствие России в этом регионе наращивалось, начались сплавы крестьян и казаков вниз по Амуру с заселением его берегов и обустройством опорных пунктов. Таким образом, у России в перспективе появлялся новый выход к Тихому океану - более южный, тёплый и лучше связанный с остальной Россией, однако в опасной близости от зоны активности европейских империй.
2. Крымская война (1853-1856) на Тихом океане
Крымская война (в которой России противостояли Англия и Франция) обострила все намечавшиеся противоречия. Скажем, именно в Северной Америке находилось то, что сегодня и представить трудно: сухопутная граница между Россией и Англией (да, Аляска принадлежала тогда России, а Канада - Англии). Надо сказать, по обе стороны той границы основную роль играли не государства и их правительства, а торговые компании (английская Компания Гудзонова залива и российская Русско-Американская компания), и они не были сильно заинтересованы в том, чтобы воевать. Поэтому между ними было заключено соглашение о нейтралитете. Однако из-за позиции Лондона оно не распространялось на морские пути сообщения (а это для Аляски, не имевшей никакой связи с Россией по суше, было весьма чувствительно). Поэтому в годы войны состоялась формальная продажа российского аляскинского флота американцам (АРТК, доставлявшей в Калифорнию лёд из Аляски), как нейтральной стороне. Собственно, эти события можно считать началом передачи Аляски США. Сама она состоялась позднее, в 1867-м, но уже в 1853-м губернатор Муравьёв писал
...теперь, с изобретением и развитием железных дорог, более ещё, чем прежде, должно убедиться в мысли, что Северо-Американские Штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить североамериканские владения наши. Нельзя было, однако ж, при этом соображении не иметь в виду и другого: что весьма натурально и России если не владеть всей Восточной Азией; то господствовать на всем азиатском прибрежье Восточного океана. По обстоятельствам мы допустили вторгнуться в эту часть Азии англичанам… но дело это ещё может поправиться тесной связью нашей с Северо-Американскими Штатами
Самым известным событием Крымской войны на Дальнем Востоке стала успешная оборона Петропавловска в 1854-м году от напавших на него англо-французских сил. В ходе её российские войска, опираясь на недавно обустроенные укрепления, смогли победить и заставить отступить превосходящие силы противника. Были отбиты два штурма, при до конца не ясных обстоятельствах погиб (или застрелился?) командующий английскими силами адмирал Дэвид Прайс. С вестью о победе тут же, осенью 1854-го был отправлен курьер (князь Максутов) в Петербург (примечательно, кстати, что для плаванья в Охотск он воспользовался американским торговым кораблём). Победу эту встретили с радостью, однако всем стала очевидна уязвимость Петропавловска и невозможность его долгой обороны, и в марте 1855-го курьер вернулся с приказом о срочной полной эвакуации Петропавловска. Местное коренное население и один казацкий отряд ушли вглубь полуострова, а основные силы, погрузившись на корабли и забрав с собою всё вооружение и припасы, ушли по морю на юго-запад, пропилив проход во льду ещё не растаявшей бухты. И двинулись в район нынешнего Приморья - там как раз в это время продолжалось освоение этих малозаселённых земель русскими моряками и казаками в рамках Амурской экспедиции.
В мае к Петропавловску снова подошла англо-французская эскадра, рассчитывая взять реванш, но обнаружила там брошенный город. Спалив остатки города, они отправились в погоню, надеясь перехватить отступавших, не дать им закрепиться на новом месте. Российские корабли, обойдя Сахалин с юга, зашли в залив Де-Кастри (ныне Чихачёва). Там их обнаружил разведывательный отряд англо-французов, произошло небольшое огневое столкновение. Было принято решение отступить севернее, в Николаевск (который стал, таким образом, нашей новой главной базой на Тихом океане), пройдя недавно открытым проливом Невельского. Англо-французы, не зная на тот момент ещё о его существовании, и полагая, что Сахалин - полуостров, обследовали окрестные бухты, пробовали высаживать десант в Де-Кастри (его отбили силы местного русского поста), но в итоге ушли несолоно хлебавши. Уходя, они захватили остров Уруп в южной части Курил (закреплённый за Россией договором с Японией в том же 1855-м) и удерживали его до конца войны.
3. После Крымской войны
После войны было принято решение юридически зафиксировать владения на Дальнем Востоке, поделив при этом сферы влияния. Самой известной частью этого раздела сейчас является, наверное, продажа Аляски США в 1867-м году. По сути, это была не просто передача земель, а создание нового баланса сил, при котором Россия заручалась поддержкой США в совместном противостоянии Британской империи (тогда как раз недавно, в 1865-м, закончилась Гражданская война в США, где британцы поддерживали южан, а Россия - победивших северян). Как я писал выше, существовали опасения, что Аляска так или иначе станет добычей либо Англии (точнее, её колонии - Канады), либо США, с которыми у неё появлялись всё более тесные и надёжные связи. При этом Россия концентрировалась на дальнейшем развитии южных земель, нового выхода к океану: от устья Амура до границы с Кореей, недопущении проникновения туда англичан.
Ослабленный Опиумными войнами и Тайпинским восстанием Китай пошёл на передачу этих малоосвоенных земель России, что и было закреплено Айгунским (1858) и Пекинским (1860) договорами. Почти на самой южной оконечности этих территорий, в 1860-м году в удобной бухте был основан порт, который перенял эстафету у Охотска, Петропавловска-Камчатского и Николаевска-на-Амуре, и остаётся до сих пор главным нашим портом на Тихом океане - Владивосток. Именно его соединила с центральной Россией в начале 20-го века Транссибирская железнодорожная магистраль.
Интересно, что новому расцвету Петропавловска-Камчатского в 20-м веке поспособствовала наша с США борьба против общего врага - Японии. В 1943-45 порт был существенно усилен во многом благодаря ленд-лизу (из-за советского нейтралитета в войне с Японией до 1945-го года по Тихому океану в рамках ленд-лиза перевозили только гражданские грузы - грузовики, электростанции, краны для порта). Впоследствии в августе 1945-го именно из Петропавловска была произведена десантная операция на северные острова Курильской гряды. Впрочем, это уже совсем другая история.