На эти слова девушка пренебрежительно фыркнула.
—Велика важность! Приехали бы раньше или позднее… приняли бы как дорогих гостей, а Солнцекрин важный праздник для курян, нельзя допустить чтобы нам кто-то помешал его справить.
—О, кстати, расскажи мне хоть ты в чем суть этого дня! А то ваш Чона по ходу с утра уже… отмечает. Я так и не понял о чем он там говорил, вроде что полярный день заканчивается…
—Скорее это праздник начала ночи, а не конец вечного дня… Мы очень зависим от темного времени, без него нам приходится ежедневно… ну ты понял…
—Траву жечь? Да расскажи уже! Я же говорил что не буду использовать эту информацию в своих работах без твоего письменного разрешения! Просто интересно! Давай! - он легонько толкнул ее в бок, от чего Сичела снова рассмеялась.
—Ладно, только не думай что мы дикари какие -то, я уже говорила что у нас очень… очень-очень ценят древние традиции. Мы носим нашу традиционную одежду, готовим традиционные блюда… в основном, но сейчас уже не так строго с этим… Вот и курдюк появился, овец нам завезли, и кур держат наши… Раньше одну оленину кажется ели, а сейчас в Курильково ни одного оленя днем с огнем не сыщешь! Но это не так важно как эти… дурацкие снопы! Думаешь нам нравится по пол дня в душном тумане ходить? Нет, это так над пока что… Потом, когда ночь начнет понемногу увеличиваться, мы перестанем жечь эти травы…
Сева припомнил что Еська называла еще одну жуткую причину, по которой куряне жгут свои снопы, но озвучивать ее не стал.
—А что за травы это? Просто сено? - спросил он.
—Ты что! Любая не пойдет, нужны специальные, это шаман нас научил, потому что наши старики обо всем позабыли и записей никаких не было… Таволга, вербена, нечуй-ветер, чертополох и еще уйма всего… Я и сама название всех не знаю, Чона в этом хорошо разбирается…
—Странно вот,- перебил ее рассказ Сева. - Что ваш народ… вот... куряне называется, да? А на деле вы более пятидесяти лет не окуривали свои деревни. Странно да? - ему почему то это казалось очень смешным.
—Наверное, странно... но раньше время другое было! Вы ж к Кукчам ходили, они вам точно рассказали уже обо всем, - она угрюмо опустила глаза.
—Ну, не так уж! - поспешил заверить ее Сева. Сейчас, после самогонки он даже если б захотел, не вспомнил бы о чем там говорила Енга со своим Басандаем. Чела повернулась на бок и пристально посмотрела в глаза Всеволода.
—Знаешь почему я не хочу тебе рассказывать о нашей деревне… да и вообще почему о курянах не так много известно? - спросила она.
—Нуууу... догадываюсь. Не шибко разговорчивые вы! - пытался юморить Сева.
—Нет! Просто это глупо...
—Почему ты так… говоришь о своих предках?? Ведь они не были глупы, просто не знали! - Сева приподнялся на руку.
—Я не про нас! А про вас! Глупо доказывать людям, что птицы летают, деревья растут, а море синее!
—Вообще-то оно не синее… - чуть запинаясь проговорил Сева. - Цвет моря, который мы видим, это результат рассеивания солнечного света толщей воды. Вода пропускает свет неравномерно. Короткие волны она рассеивает лучше, а длинные - хуже, вот и получается что короткие волны соответствуют синей части спектра, а длинные - красной. Представляешь если бы вода в море была бы красной? Это было бы жутко!
— Интересно, но я не про это… Сейчас вот ты в очередной раз доказал, что тебе бессмысленно что-то объяснять, поэтому ни один курянец и не расскажет никому всего. Мы изначально другие!