Речь Вячеслава Молотова, которая была произнесена после вторжения немецких войск на территорию СССР, не имела под собой каких-либо особенностей. Однако для современных историков, данная речь имеет довольно множество вариантов для продолжения споров. Примечателен факт, что в эфире прозвучал не изначальный, а уже исправленный вариант речи. В этой статье мы хотим рассказать о том, почему о вторжении немецких войск объявил Вячеслав Молотов.
Почему Сталин не произнес столь важную речь
В день нападения Германии на СССР состоялось экстренное заседание Политбюро ЦК ВКП (б), на котором основным вопросом стало обсуждение принятия чрезвычайных мер для отражения нападения. Параллельно с данным вопросом появился и другой – кто должен объявить о нападении со стороны Германии. Согласно утверждению автора-составителя издания «Речи, которые изменившие мир» В. Апанасика, члены Политбюро надеялись, что подобную обязанность возьмет на себя Иосиф Сталин. Однако «Отец народов» решительно отказался от подобной затеи. Апанасик утверждал, что Иосиф Сталин отказался от речи из-за неясности ситуации, а после настоял на том, что к гражданам обратился именно Вячеслав Молотов т.к. он являлся вторым человеком в стране.
Примечательно, что Анастас Микоян, слова которого приведены в книге «История Великой Отечественной войны» (автор Сергей Нечаев – прим.), считал, что подобное решение со стороны руководителя СССР является ошибкой. Однако Микоян утверждал, что Сталин находился: «в таком подавленном состоянии, что не знал, что сказать народу». Однако есть и иные мнения о том, почему Сталин отказался от выступления. Согласно утверждения ряда историков, Сталин в тот момент потерял голос. Кроме того, существует мнение, что Сталина попросту не было в столице в тот момент. Однако у данной версии есть противники, которые утверждают о том, что согласно журналу посещений, «Отец народов» в тот момент находился именно в столице. Однако, стоит заметить, что посетителей записывали даже тогда, когда «Отца народов» попросту не было в кабинете.
Правки, которые были внесены в текст
Примечательно, что именно речь Вячеслава Молотова, которая была произнесена 22 июня 1941 года, является прямым доказательством нахождения Сталина в столице. Однако само радиообращение главы МИД таит в себе немало тайн. Согласно мнению ряда историков в эфире прозвучал не первоначальный вариант выступления Молотова. Так, Владимир Мещеряков (автор книги «Сталин и заговор военных в 1941 году» - прим.), отмечает, что набросок речи, который был сделан Молотовым, предназначался именно для Сталина. Об этом говорит фраза в черновике: «Шуленбург… сделал заявление народному комиссару иностранных дел Молотову». Несколько позже фамилию Молотов попросту зачеркнули.
Александр Осокин (автор книги «Великая тайна Великой Отечественной: глаза открыты» - прим.), утверждает, что после ознакомления с черновиками речи, обнаружил еще несколько исправлений. Так, Осокин утверждает, что «наша родина» была заменена на «наша страна», а вместо «открыв бомбежку» было написано «подвергнув бомбежке». Осокин утверждает, что подобный факт свидетельствует о том, что Молотов изначально зачитывал кому-то речь, а этот «кто-то» уже вносил в нее правки.
Александр Осокин полагает, что правки в речь вносил именно Иосиф Сталин. В частности, он приводит следующие слова из речи: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». По мнению историка, именно эти слова принадлежат «Отцу народов». Примечательно, что подобной позиции придерживается и ряд иных историков, приводя различные аргументы.