С 1 сентября в школах России будет узаконен детский труд. В определенных пределах, естественно. Законопроект о трудовом воспитании в школах сейчас рассматривает Госдума, ожидается, что он вступит в силу с нового учебного года.
Сейчас по закону школьника нельзя без согласия родителей даже попросить вытереть доску, не говоря уж о мытье пола в классе и участии в субботнике. Новый закон позволит это делать "с согласия обучающегося".
По официальной версии, только 5% родителей считают физический труд детей в школе неоправданным, остальные уверены, что "трудовое воспитание" необходимо. А так ли на самом деле? Рассмотрим аргументы сторонников "приучения к труду" с точки зрения логики.
"Ты никогда и ничего не делал в жизни сам"
Сторонники "труда" любят цитировать замечательный фильм про Красную Шапочку. Тот эпизод, где юный аристократ-белоручка под влиянием Красной Шапочки в исполнении Яны Поплавской все осознал и стал сам мыть пол.
Помните:
- А ты сидишь на берегу, тебе тепло и скучно,
Сидишь себе, худеешь не по дням, а по часам.
- Ну почему, почему?
- Да потому, что да потому что, да потому что -
Ты никогда и ничего не делал в жизни сам.
Эффектно, да? Вот только вся история происходит на необитаемом острове. Насколько велика вероятность для современного школьника попасть на необитаемый остров и выживать там? Примерно как полететь в космос. Но мы же не приучаем всех школьников к невесомости. Так зачем готовить их к ситуации, в которой они заведомо не окажутся?
"Гвоздя вбить не умеет, позор"
Продолжение предыдущего аргумента. Во всех нас сидит некий шаблон "настоящего мужика", который может починить все и сам сделать ремонт, и "настоящей женщины", умеющей в одиночку приготовить банкет.
Это пережиток советского сознания - в СССР слесаря можно было ждать неделями. Сейчас за деньги вам повесят карниз, починят розетку, привезут домой торт на заказ. Быстро и хорошо. Навыки, которые 40 лет назад были необходимы, сейчас никому не нужны. Школьники это знают, они не дураки.
Даже обычные домашние дела сейчас выглядят иначе. Дома - роботы-пылесосы, паровые швабры, автоматические мойщики окон. А в школе заставляют мыть пол руками - грязной тряпкой из грязного ведра. Какое мнение у школьника будет о ручном труде после этого?
Думать - это не работа
Еще одна проблема сторонников "трудового воспитания" - труд для них это только если лопату в руки. За компьютером сидеть, ручкой по бумажке формулы выводить - это не труд, это баловство.
На самом деле это не так. Умственная работа - это труд. Тяжелый, сложный, напряженный. И важный. Противопоставляя мытье полов "этим вашим интегралам", вы унижаете школьников. Подросток, самостоятельно готовящийся к ЕГЭ, трудится очень много. Ему нужна самодисциплина, умение выстроить режим дня, умение работать часами над сложной задачей не отвлекаясь. А в школе ему говорят:
- Это все не работа, иди лучше двор подмети, потрудись.
Чему же все-таки учить?
Конечно, вообще убрать из школы трудовые навыки - это неправильно. Вопрос, какие они должны быть? Что важнее школьнику - уметь сколотить табуретку или починить тормоза у велосипеда? Что ему больше пригодится в жизни?
Уроки труда для девочек - это вообще тихий ужас. Годами их учат шить ночные сорочки и фартуки. Дорогие женщины, когда вы в последний раз шили себе дома фартук? Зачем это современной женщине?
Навыки готовки, безусловно, нужны. Но почему только девочкам? Давно уже домашняя работа перестала быть "мужской" и "женской". И поменять прокладку в кране, и приготовить салат нужно учить на "трудах" и мальчиков, и девочек. А сколачивать табуретку, мыть пол руками или шить ночнушку - никого.