Найти в Дзене
Петр Власов

«Гриф» - неудачник, или «Летающая зажигалка» Люфтваффе (02)

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

02. «Неуклюжий подросток»

С течением войны ситуация на фронтах постепенно ухудшалась, и в этих условиях все более трагичным для руководства Рейха становилось отсутствие в рядах немецкой авиации дальнего стратегического бомбардировщика. Именно поэтому делами «Грифа» заинтересовался сам фюрер. С лета, и особенно осенью 1942 года Гитлер постоянно спрашивал Геринга о готовности Не.177, подчеркивая, что этот самолет крайне необходим как для действий над Атлантикой, так и для использования на Восточном фронте. Исходя из требований фюрера, но понимания, что постройка подобных машин – дело трудное и долгое, руководство Люфтваффе поставило перед фирмой «Хейнкель» «щадящую» задачу: производить не менее 70 «Грифов» в месяц. Однако пожелания – пожеланиями, а реальность диктует свои условия: пять «Грифов» в месяц – вот и все, что могла произвести германская авиапромышленность в течение всего 1942 года. Лишь с февраля 1943 немецкие авиазаводы смогли сделать «скачок» - начали производить по 12 «Грифов» в месяц! Такое «массированное» производство еле-еле покрывало потери «летающих зажигалок» в одном полку; говорить о перевооружении на Не.177 целого ряда бомбардировочных эскадр мог лишь очень большой фантазер (вроде Геринга).

-2

Таким образом, только к концу 1942 года - в середине войны! - до немецкого командования наконец-то дошло («благодаря» английским и американским бомбам, падавшим на Германию), что для ведения затяжной войны крайне необходима многочисленная стратегическая авиация. Но так как самолетов такого назначения у Гитлера было всего несколько десятков, фюрер принял решение использовать все имеющиеся Не.177 в составе только одного авиаполка, и все вновь выпускавшиеся самолеты направлялись для восполнения потерь лишь в этой Группе. По мнению фюрера, Не.177 должны были действовать над морем, прикрывая атаки немецких подводных лодок, а так же уничтожая крупные надводные корабли противника при помощи планирующих авиабомб Hs.293, серийный выпуск которых начался в январе 1942 года. «Ни на какие другие задачи Не.177 не отвлекать!» - приказал Гитлер. Этот вроде бы разумный приказ вновь затормозил поставки бомбардировщика на фронт: и так постоянно переделывавшийся и утяжелявшийся самолет теперь взялись модернизировать под носитель планирующих бомб. А эти тяжелые бомбы собирались крепить под крыльями, а статические испытания крыльев Не.177 с 1939 года так и не были проведены; соответственно, прочность их была неизвестна и, скорее всего, недостаточна. Значит, нужно было вновь укреплять конструкцию крыльев, утяжеляя самолет, и т.д. и т.п. В общем, «сказка про белого бычка»… А тут еще извечная проблема с самовозгоранием моторов… Да и «Большой лосось» (так немцы прозвали бомбу Hs.293), хоть и пошел в серию в начале 1942 года, но в авиачасти он попал только в 1943 году…

«Большой лосось» - управляемая планирующая бомба Hs.293
«Большой лосось» - управляемая планирующая бомба Hs.293

А уже в начале зимы 1942-1943 гг. Гитлеру пришлось отменить свой приказ использовать Не.177 только над морем. В Сталинграде оказалась в окружении 6-я армия Паулюса, и немцы были вынуждены бросить все наличные тяжелые самолеты на снабжение попавших в «котел» войск. Транспортных Ju.52 для доставки окруженным достаточного количества продовольствия, оружия и боеприпасов катастрофически не хватало; поэтому в транспортники спешно переоборудовались бомбардировщики Не.111 и FW.200. Не избежал этой участи и Не.177. В Россию был переброшен спешно сформированный полк I/KG.50, три эскадрильи которого укомплектовали новенькими «Грифами». Эта Группе тоже была нацелена на решение транспортных задач по снабжению окруженной в Сталинграде армии Паулюса. Однако роль «Грифа» в деле снабжения оказалась минимальной. Дальний перелет в заснеженную Россию тут же вывел большинство Не.177 из строя – прибыть к месту назначения смогли только 17 из 33 имевшихся в полку самолетов, а исправными после посадки в снега остались лишь 7 машин! Но это были «еще цветочки»… В первом же транспортном вылете «Грифов» по неизвестной причине погиб вместе со всем экипажем флагманский Не.177 командира полка майора Шееде. К тому же выяснилось, что «Грифы» совершенно непригодны ни для решения транспортных задач, ни для эвакуации раненых. В их узкие фюзеляжи грузов и людей помещалось меньше, чем в более легкий Не.111, имевший меньшие размеры!

Тогда постоянно ремонтировавшему свои машины полку «Грифов», самолеты которого в морозы никак не желали таскать тяжести, было поручено наносить бомбовые удары по советским позициям в районе Сталинграда. При этом на Не.177 пытались даже совершать штурмовки наземных целей, для чего на нескольких машинах в нижнюю гондолу втиснули 50-мм пушку ВК.5 (боезапас для пушки размещался в бомбоотсеке). Впоследствии по этому образцу был создан He.177A-3/R5 «Сталинградтип» с 75-мм пушкой ВК.7,5 в нижней гондоле. Правда, за все время войны «пушечных Зажигалок» немцы сделали менее десяти штук - сила отдачи при стрельбе была слишком велика и при каждом выстреле угрожала разрушением конструкции «штурмовика», а сама установка сильно снижала летные данные самолета.

Не.177А-1 в варианте «Сталинградтип». I/KG.50, январь 1943 г.
Не.177А-1 в варианте «Сталинградтип». I/KG.50, январь 1943 г.

Однако и бомбово-штурмовые удары «Грифов» под Сталинградом оказались недолгими: Не.177 из I/KG.50 смогли совершить всего 13 боевых вылетов, потеряв при этом по разным сведениям от 7 до 9 «Летающих зажигалок». Причем подавляющее большинство из них САМИ сгорели в воздухе, без какого-либо воздействия противника! В результате из-за полной бесполезности «Грифов» в суровых условиях Восточного фронта в феврале 1943 г. персонал I/KG.50 был вывезен в Германию, а с баланса полка списали еще 11 Не.177, отправленных в капитальный ремонт.

Таким образом, непонимание руководителями Люфтваффе роли и значения дальней бомбардировочной авиации привело к тому, что разрабатывавшийся в Германии еще с середины 30-х годов стратегический бомбардировщик к середине войны все еще оставался «редкой экзотикой». К началу 1943 года общее количество построенных (с 1939 года!) Не.177 составило всего 142 машины. К тому же 19 из них уже погибли (причем в основном – не в боях, а в катастрофах!); а 20 в неисправном виде находились на ремонтных заводах. Остальные 103 самолета командиры просто боялись отправлять в воздух – как бы все они там не сгорели вместе с экипажами…

Не.177 из KG.40  на аэродроме Бордо (Франция)
Не.177 из KG.40 на аэродроме Бордо (Франция)

Сложившаяся ситуация вывела из себя вспыльчивого Геринга. И он, напуганный и разозленный высокими небоевыми потерями «Грифов», не придумал ничего лучшего, чем вообще избавиться от раздражавшей его машины, из-за которой у рейхсмаршала портились отношения с фюрером. В результате в начале 1943 года «с его подачи» министерство авиации выпустило приказ: сдать на слом все имеющиеся бомбардировщики этого типа!

Но именно в январе 1943-го, когда министерство германской авиации отдало приказ об уничтожении всех имеющихся Не.177, группа инженеров профессора Хертеля завершила исследования причин возгораний этого самолета в воздухе. Было выявлено 56 возможных причин пожара, и с их учетом в Рехлине модернизировали один самолет. Он полностью отлетал положенную испытательную программу без каких-либо проблем со стороны двигательной установки, и Технический департамент заключил, что наконец-то «Гриф» стал безопасным – «всего» через четыре года после запуска в производство! «На радостях» про министерский приказ о сломе самолетов тут же «просто забыли». И вновь закладываемые машины строили уже в модернизированном «противопожарном» варианте. Однако все уже находящиеся на сборочных линиях He.177 дорабатывать не стали, чтобы не снижать темпа поставок. Так что еще некоторое время Люфтваффе получали пожароопасные, фактически бракованные самолеты…

-6

Чтобы увеличить число выпускаемых «Грифов», к их производству подключили завод в Ораниенбурге. И пока завод в Варнемюнде еще пыжился над ускорением строительства He.177А-1, инженеры Ораниенбурга разработали улучшенную версию «Грифа» - He.177А-3. На новой модификации удлинили на 20 см моторамы двигателей, и «вшили» в фюзеляж за бомбоотсеком дополнительную 1,6-метровую секцию; эти переделки улучшили балансировку машины. «Третью» версию «Грифов» планировалось оснастить более мощными двигателями DB.610, однако задержка с производством этих моторов вынудила и новый вариант бомбардировщика выпускать с прежними двигателями DB.606.

He.177А-3 производился в нескольких вариантах. С апреля 1943 в серию пошел Не.177A-3/R2, ставший основной версией. Он получил усиленное защитное вооружение. Дистанционно управляемая верхняя башня в носовой части фюзеляжа стала двухпулеметной; а позади нее, за крылом, установили дополнительную электрифицированную башню с одним крупнокалиберным пулеметом (она дистанционно управлялась хвостовым стрелком). Так что теперь верхняя сфера защищалась уже тремя 13-мм пулеметами MG.131, а улучшенная электропроводка обеспечивала надежную работу обеих этих башен. Кроме того, носовая 20-мм пушка MG-FF с обойменным питанием была заменена на 20-мм MG.151 с ленточным питанием. К тому же, если на машинах из Варнемюнде стрелок в хвосте располагался лежа, то новая расширенная кабина «ораниенбургских» He.177A-3 позволила стрелку сидеть, а его пулемет MG.131 был заменен на 20-мм пушку MG.151.

-7

За R2 последовала версия R3 – она стала первым носителем давно ожидавшейся летчиками управляемой планирующей ракетной бомбы «Хеншель» Hs.293. Две такие ракеты подвешивались под консолями и одна - под фюзеляжем. Некоторое время параллельно с R3 выпускался дополнявший его He.177A-3/R4; в нижней удлиненной гондоле этого самолета разместили передатчик системы управления планирующей ракетой и ручку управления. He.177A-3/R3 запускал ракету, а находившийся на летевшем рядом He.177A-3/R4 бомбардир своим радиоуправлением выводил ракету на линию прицеливания. Правда, обе версии He.177A-3 носителей планирующих бомб в основном использовались для тренировок экипажей по применению Hs.293; в бою «Больших лососей» сбрасывали на противника уже самолеты следующей версии – Не.177А-5, на которых кроме самих бомб находились теперь и операторы-наводчики.

«Гриф», увешанный «Лососями»
«Гриф», увешанный «Лососями»

В 1943 году командующий подводным флотом Германии адмирал Дениц стал настаивать на создании версии «Грифа» в варианте торпедоносца. Ввиду побед англичан и американцев в «Битве за Атлантику» боевая эффективность германских подводных лодок стремительно снижалась, и в условиях господства на море вражеских кораблей крайне необходимой стала возможность борьбы с ними с воздуха. Требования моряков вызвали к жизни специальный торпедоносный вариант Не.177А-3/R7. От других «Грифов» торпедоносец отличался отсутствием закрылков, совмещенных с элеронами. Поначалу его попытались вооружить парой торпед L.5, устроив их в бомбоотсеке; однако из-за длинного стабилизатора они в отсек не влезали, и поэтому торпеды стали подвешивать под фюзеляжем. Но потом Не.177А-3/R7 решили использовать для испытания новых электроторпед LT.50, которые можно было сбрасывать с высоты 250 м на большем удалении от цели. Испытания прошли удачно, однако выпуск R7 ограничился всего тремя экземплярами. К тому времени заводы и в Ораниенбурге, и в Варнемюнде уже перестроились на производство новой модификации - He.177А-5, разработка которой была завершена в феврале 1943 года. Поэтому производство «троек» прекратилось; всего было выпущено 170 He.177А-3; в подавляющем большинстве – в варианте бомбардировщика…

В бомбоотсеках Не.177А-3 помещалось 48х50-кг бомб…
В бомбоотсеках Не.177А-3 помещалось 48х50-кг бомб…

«Гриф» - неудачник, или «Летающая зажигалка» Люфтваффе (01): «нежеланный ребенок»

«Гриф» - неудачник, или «Летающая зажигалка» Люфтваффе (03). Запоздалое «совершеннолетие»

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» находится здесь

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.