02. «Неуклюжий подросток»
С течением войны ситуация на фронтах постепенно ухудшалась, и в этих условиях все более трагичным для руководства Рейха становилось отсутствие в рядах немецкой авиации дальнего стратегического бомбардировщика. Именно поэтому делами «Грифа» заинтересовался сам фюрер. С лета, и особенно осенью 1942 года Гитлер постоянно спрашивал Геринга о готовности Не.177, подчеркивая, что этот самолет крайне необходим как для действий над Атлантикой, так и для использования на Восточном фронте. Исходя из требований фюрера, но понимания, что постройка подобных машин – дело трудное и долгое, руководство Люфтваффе поставило перед фирмой «Хейнкель» «щадящую» задачу: производить не менее 70 «Грифов» в месяц. Однако пожелания – пожеланиями, а реальность диктует свои условия: пять «Грифов» в месяц – вот и все, что могла произвести германская авиапромышленность в течение всего 1942 года. Лишь с февраля 1943 немецкие авиазаводы смогли сделать «скачок» - начали производить по 12 «Грифов» в месяц! Такое «массированное» производство еле-еле покрывало потери «летающих зажигалок» в одном полку; говорить о перевооружении на Не.177 целого ряда бомбардировочных эскадр мог лишь очень большой фантазер (вроде Геринга).
Таким образом, только к концу 1942 года - в середине войны! - до немецкого командования наконец-то дошло («благодаря» английским и американским бомбам, падавшим на Германию), что для ведения затяжной войны крайне необходима многочисленная стратегическая авиация. Но так как самолетов такого назначения у Гитлера было всего несколько десятков, фюрер принял решение использовать все имеющиеся Не.177 в составе только одного авиаполка, и все вновь выпускавшиеся самолеты направлялись для восполнения потерь лишь в этой Группе. По мнению фюрера, Не.177 должны были действовать над морем, прикрывая атаки немецких подводных лодок, а так же уничтожая крупные надводные корабли противника при помощи планирующих авиабомб Hs.293, серийный выпуск которых начался в январе 1942 года. «Ни на какие другие задачи Не.177 не отвлекать!» - приказал Гитлер. Этот вроде бы разумный приказ вновь затормозил поставки бомбардировщика на фронт: и так постоянно переделывавшийся и утяжелявшийся самолет теперь взялись модернизировать под носитель планирующих бомб. А эти тяжелые бомбы собирались крепить под крыльями, а статические испытания крыльев Не.177 с 1939 года так и не были проведены; соответственно, прочность их была неизвестна и, скорее всего, недостаточна. Значит, нужно было вновь укреплять конструкцию крыльев, утяжеляя самолет, и т.д. и т.п. В общем, «сказка про белого бычка»… А тут еще извечная проблема с самовозгоранием моторов… Да и «Большой лосось» (так немцы прозвали бомбу Hs.293), хоть и пошел в серию в начале 1942 года, но в авиачасти он попал только в 1943 году…
А уже в начале зимы 1942-1943 гг. Гитлеру пришлось отменить свой приказ использовать Не.177 только над морем. В Сталинграде оказалась в окружении 6-я армия Паулюса, и немцы были вынуждены бросить все наличные тяжелые самолеты на снабжение попавших в «котел» войск. Транспортных Ju.52 для доставки окруженным достаточного количества продовольствия, оружия и боеприпасов катастрофически не хватало; поэтому в транспортники спешно переоборудовались бомбардировщики Не.111 и FW.200. Не избежал этой участи и Не.177. В Россию был переброшен спешно сформированный полк I/KG.50, три эскадрильи которого укомплектовали новенькими «Грифами». Эта Группе тоже была нацелена на решение транспортных задач по снабжению окруженной в Сталинграде армии Паулюса. Однако роль «Грифа» в деле снабжения оказалась минимальной. Дальний перелет в заснеженную Россию тут же вывел большинство Не.177 из строя – прибыть к месту назначения смогли только 17 из 33 имевшихся в полку самолетов, а исправными после посадки в снега остались лишь 7 машин! Но это были «еще цветочки»… В первом же транспортном вылете «Грифов» по неизвестной причине погиб вместе со всем экипажем флагманский Не.177 командира полка майора Шееде. К тому же выяснилось, что «Грифы» совершенно непригодны ни для решения транспортных задач, ни для эвакуации раненых. В их узкие фюзеляжи грузов и людей помещалось меньше, чем в более легкий Не.111, имевший меньшие размеры!
Тогда постоянно ремонтировавшему свои машины полку «Грифов», самолеты которого в морозы никак не желали таскать тяжести, было поручено наносить бомбовые удары по советским позициям в районе Сталинграда. При этом на Не.177 пытались даже совершать штурмовки наземных целей, для чего на нескольких машинах в нижнюю гондолу втиснули 50-мм пушку ВК.5 (боезапас для пушки размещался в бомбоотсеке). Впоследствии по этому образцу был создан He.177A-3/R5 «Сталинградтип» с 75-мм пушкой ВК.7,5 в нижней гондоле. Правда, за все время войны «пушечных Зажигалок» немцы сделали менее десяти штук - сила отдачи при стрельбе была слишком велика и при каждом выстреле угрожала разрушением конструкции «штурмовика», а сама установка сильно снижала летные данные самолета.
Однако и бомбово-штурмовые удары «Грифов» под Сталинградом оказались недолгими: Не.177 из I/KG.50 смогли совершить всего 13 боевых вылетов, потеряв при этом по разным сведениям от 7 до 9 «Летающих зажигалок». Причем подавляющее большинство из них САМИ сгорели в воздухе, без какого-либо воздействия противника! В результате из-за полной бесполезности «Грифов» в суровых условиях Восточного фронта в феврале 1943 г. персонал I/KG.50 был вывезен в Германию, а с баланса полка списали еще 11 Не.177, отправленных в капитальный ремонт.
Таким образом, непонимание руководителями Люфтваффе роли и значения дальней бомбардировочной авиации привело к тому, что разрабатывавшийся в Германии еще с середины 30-х годов стратегический бомбардировщик к середине войны все еще оставался «редкой экзотикой». К началу 1943 года общее количество построенных (с 1939 года!) Не.177 составило всего 142 машины. К тому же 19 из них уже погибли (причем в основном – не в боях, а в катастрофах!); а 20 в неисправном виде находились на ремонтных заводах. Остальные 103 самолета командиры просто боялись отправлять в воздух – как бы все они там не сгорели вместе с экипажами…
Сложившаяся ситуация вывела из себя вспыльчивого Геринга. И он, напуганный и разозленный высокими небоевыми потерями «Грифов», не придумал ничего лучшего, чем вообще избавиться от раздражавшей его машины, из-за которой у рейхсмаршала портились отношения с фюрером. В результате в начале 1943 года «с его подачи» министерство авиации выпустило приказ: сдать на слом все имеющиеся бомбардировщики этого типа!
Но именно в январе 1943-го, когда министерство германской авиации отдало приказ об уничтожении всех имеющихся Не.177, группа инженеров профессора Хертеля завершила исследования причин возгораний этого самолета в воздухе. Было выявлено 56 возможных причин пожара, и с их учетом в Рехлине модернизировали один самолет. Он полностью отлетал положенную испытательную программу без каких-либо проблем со стороны двигательной установки, и Технический департамент заключил, что наконец-то «Гриф» стал безопасным – «всего» через четыре года после запуска в производство! «На радостях» про министерский приказ о сломе самолетов тут же «просто забыли». И вновь закладываемые машины строили уже в модернизированном «противопожарном» варианте. Однако все уже находящиеся на сборочных линиях He.177 дорабатывать не стали, чтобы не снижать темпа поставок. Так что еще некоторое время Люфтваффе получали пожароопасные, фактически бракованные самолеты…
Чтобы увеличить число выпускаемых «Грифов», к их производству подключили завод в Ораниенбурге. И пока завод в Варнемюнде еще пыжился над ускорением строительства He.177А-1, инженеры Ораниенбурга разработали улучшенную версию «Грифа» - He.177А-3. На новой модификации удлинили на 20 см моторамы двигателей, и «вшили» в фюзеляж за бомбоотсеком дополнительную 1,6-метровую секцию; эти переделки улучшили балансировку машины. «Третью» версию «Грифов» планировалось оснастить более мощными двигателями DB.610, однако задержка с производством этих моторов вынудила и новый вариант бомбардировщика выпускать с прежними двигателями DB.606.
He.177А-3 производился в нескольких вариантах. С апреля 1943 в серию пошел Не.177A-3/R2, ставший основной версией. Он получил усиленное защитное вооружение. Дистанционно управляемая верхняя башня в носовой части фюзеляжа стала двухпулеметной; а позади нее, за крылом, установили дополнительную электрифицированную башню с одним крупнокалиберным пулеметом (она дистанционно управлялась хвостовым стрелком). Так что теперь верхняя сфера защищалась уже тремя 13-мм пулеметами MG.131, а улучшенная электропроводка обеспечивала надежную работу обеих этих башен. Кроме того, носовая 20-мм пушка MG-FF с обойменным питанием была заменена на 20-мм MG.151 с ленточным питанием. К тому же, если на машинах из Варнемюнде стрелок в хвосте располагался лежа, то новая расширенная кабина «ораниенбургских» He.177A-3 позволила стрелку сидеть, а его пулемет MG.131 был заменен на 20-мм пушку MG.151.
За R2 последовала версия R3 – она стала первым носителем давно ожидавшейся летчиками управляемой планирующей ракетной бомбы «Хеншель» Hs.293. Две такие ракеты подвешивались под консолями и одна - под фюзеляжем. Некоторое время параллельно с R3 выпускался дополнявший его He.177A-3/R4; в нижней удлиненной гондоле этого самолета разместили передатчик системы управления планирующей ракетой и ручку управления. He.177A-3/R3 запускал ракету, а находившийся на летевшем рядом He.177A-3/R4 бомбардир своим радиоуправлением выводил ракету на линию прицеливания. Правда, обе версии He.177A-3 носителей планирующих бомб в основном использовались для тренировок экипажей по применению Hs.293; в бою «Больших лососей» сбрасывали на противника уже самолеты следующей версии – Не.177А-5, на которых кроме самих бомб находились теперь и операторы-наводчики.
В 1943 году командующий подводным флотом Германии адмирал Дениц стал настаивать на создании версии «Грифа» в варианте торпедоносца. Ввиду побед англичан и американцев в «Битве за Атлантику» боевая эффективность германских подводных лодок стремительно снижалась, и в условиях господства на море вражеских кораблей крайне необходимой стала возможность борьбы с ними с воздуха. Требования моряков вызвали к жизни специальный торпедоносный вариант Не.177А-3/R7. От других «Грифов» торпедоносец отличался отсутствием закрылков, совмещенных с элеронами. Поначалу его попытались вооружить парой торпед L.5, устроив их в бомбоотсеке; однако из-за длинного стабилизатора они в отсек не влезали, и поэтому торпеды стали подвешивать под фюзеляжем. Но потом Не.177А-3/R7 решили использовать для испытания новых электроторпед LT.50, которые можно было сбрасывать с высоты 250 м на большем удалении от цели. Испытания прошли удачно, однако выпуск R7 ограничился всего тремя экземплярами. К тому времени заводы и в Ораниенбурге, и в Варнемюнде уже перестроились на производство новой модификации - He.177А-5, разработка которой была завершена в феврале 1943 года. Поэтому производство «троек» прекратилось; всего было выпущено 170 He.177А-3; в подавляющем большинстве – в варианте бомбардировщика…
«Гриф» - неудачник, или «Летающая зажигалка» Люфтваффе (01): «нежеланный ребенок»
«Гриф» - неудачник, или «Летающая зажигалка» Люфтваффе (03). Запоздалое «совершеннолетие»
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» находится здесь
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.