По мнению Джона Пола Джонса именно песня «Kashmir» вобрала в себя все элементы звучания Led Zeppelin. Роберт Плант признался, что хотел бы заслужить благодарность потомков не за «Stairway to Heaven»: «Это милая, приятная, благонамеренная и наивная песенка, очень английская. Но это не лучшая песня Led Zeppelin. Лучшая — это "Kashmir"».
Пожалуй, не станем спорить с автором. «Кашмир» — вихрь странной магии, в которой в тугой узел сплелись архаичный блюз, психоделические грёзы наяву и фирменная мощь Led Zeppelin, заряженная экзотическим дыханием Востока.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Когда Led Zeppelin записывали альбом «Physical Graffiti», никто из них не бывал в Кашмире. Да, Джимми Пейдж и Роберт Плант путешествовали по Индии и дали импровизированный концерт в клубе в Бомбее в 1972 году. Но Кашмир для них оставался таинственной и неизведанной землёй. Тем не менее, то, что могло бы остаться в истории хипповой ориенталистской сентиментальщиной, обернулось устремлённым в небеса рок-колоссом, отбрасывающим могучую тень на рок-ландшафт.
Источником вдохновения для песни послужил рифф, который Джимми Пейдж придумал перед тем, как отправиться в поместье Хедли-Грейндж в Хэмпшире в ноябре 1973 года: «Я думал о риффе, наложениях 12-струнной гитары, а также о духовых инструментах в финале. Я представлял себе этот рифф в оркестровом исполнении, с виолончелями и каскадом духовых инструментов, чтобы передать разные краски оркестра. Я не знал, сработает ли это, но теоретически должно было сработать».
В записи ранней версии «Kashmir» были задействованы только Пейдж и барабанщик Джон Бонэм. Джон Пол Джонс отсутствовал в студии, а вокалист Роберт Плант ещё не успел внести свой вклад в песню.
Джимми Пейдж рассказывал: «Мы играли что-то в стиле рокабилли, а потом Роберт куда-то ушёл, остались только я и Джон Бонэм. Я начал перебирать все свои идеи. И Джону Бонэму понравилась эта. Ему нравилось сидеть в зале, где соединились этот великолепный барабанный звук и гипнотический рифф. Мы просто играли его снова и снова. А потом мы сделали дубль, я отсчитал, сколько будет куплетов, сделал несколько наложений — и получилось именно то, что я задумал. Я знаю, эта вещь действительно великолепна. Даже с простыми наложениями».
Знаменитый рифф — круговой по природе, пример музыкального гипноза. Он возвращается к самому себе, закручиваясь, как водоворот. Это усложнило задачу: нужно было убедиться, что остальные элементы песни ему соответствуют.
За дело взялся Роберт Плант, который дополнил отдающий чем-то восточным колорит восходящей последовательности аккордов текстом, вдохновлённый автомобильным путешествием по жаркой, пыльной дороге в Марокко: «Это была одноколейная дорога, которая тянулась по пустыне. В радиусе двух миль на восток и запад располагались протяжённые каменисто-песочные насыпи. Создавалось впечатление, что мы едем по дну какого-то канала, которому не было и конца и края».
Место действия Плант перенёс из Северной Африки на Индийский субконтинент. Но описанное в «Кашмире» путешествие, кажется, совершается не в координатах привычной географии. Пункт назначения, скорее, является неким духовным пространством, а не точкой на карте, до которой можно дойти или доехать.
Планту было нелегко вписаться. Ему нравился текст, но он был доведён практически до слёз необычной ритмической структурой композиции.
Клавишные, струнные и духовые инструменты были добавлены позже. Их аранжировал басист/клавишник Джон Пол Джонс, который был мастером на все руки и до присоединения к Led Zeppelin писал партии струнных для песни «She's a Rainbow» группы The Rolling Stones (и не только).
Получившийся в результате гипнотический, устремлённый куда-то к гималайским вершинам восторга трек, возможно, является высшим достижением Led Zeppelin. Это кульминация амбиций Джимми Пейджа относительно его группы, стремящейся выйти за рамки рока и блюза куда-то в космос. Идеальный синтез талантов всех четырёх участников группы.
«Кашмир» продемонстрировал способность Led Zeppelin описывать эфирные, поэтические миры. Гитарный рифф в своих бесконечных повторах задаёт темп и обозначает путь, скрипки связывают воедино текст: резкий, торжественный и провидческий, напоминающий молитву.
«О, пусть солнце сжигает моё лицо,
И звёзды наполняют мой сон.
Я – путешественник во времени и пространстве,
Чтобы быть там, где я был,
Чтобы сидеть со старейшинами благородной расы,
Которых этот мир редко видел.
Они говорят о днях, которых они сидят и ждут,
Всё будет раскрыто.
Разговоры и песни на языках благодати
Ласкали мои уши,
И ни одно услышанное слово я не мог пересказать,
Но история была совершенно ясна.
О, детка, я летал, нельзя отрицать,
О да, я летал, нельзя отрицать...
Всё, что я вижу, приобретает коричневый цвет,
Когда солнце сжигает землю.
И мои глаза наполняются песком,
Когда я осматриваю эту опустошённую землю,
Пытаясь понять, пытаясь понять,
Где я был.
О, рулевой бури, не оставляющей следов,
Подобно мыслям во сне,
Следуй пути, что привёл меня к тому месту —
Ручей в жёлтой пустыне,
Как Шангри-ла под летней луной.
Я вернусь снова,
Как пыль, что взметается в июне,
Двигаясь через Кашмир.
О, отец четырёх ветров, наполни мои паруса,
Переплывая море времён —
Без запасов, но с открытым лицом,
Вдоль проливов страха.
О, когда я в пути, да... Когда я вижу, как ты остаёшься, да!
Когда мне плохо, да,
О, моя детка, позволь мне отвезти тебя туда...»
Впервые «Kashmir» была исполнена во время турне по Америке в 1975 году. Песня стала неотъемлемой частью живых выступлений Led Zeppelin. Джон Пол Джонс играл здесь ключевую роль, ведь клавишные инструменты заменяли духовые и струнные, а педаль компенсировала отсутствие бас-гитары.
Планту это дало простор для вокальных упражнений. Бонэму — возможность ударить в гонг, который в противном случае играл бы лишь декоративную роль позади него на сцене. Пейджу — время для погружения в один из величайших риффов в истории, когда он бродил по сцене в специально созданном для него костюме с изображением драконов, полумесяцев, звёзд и кроваво-красных маков.
Финал истории Led Zeppelin не стал концом «Kashmir». В 1990-е Пейдж и Плант воссоединились для легендарного тура «Unledded», во время которого «Kashmir» вновь стала центральным элементом их концертов. Изюминкой этих выступлений стало участие Египетского оркестра, а также сольная партия скрипача Вайля Абу Бакра. Барабанщик Майкл Ли в своей блистательной игре вплотную приблизился к Бонэму.
Другие пытались браться за «Kashmir», но мало кому это было под силу. В номинации на самый эксцентричный кавер определённо побеждают Dread Zeppelin — регги-метал-группа с двойником Элвиса по имени Тортелвис во главе.
В монументальном классическом стиле «Kashmir» представляли Лондонский филармонический оркестр (1997) и гламурный струнный квартет Bond (2002). Израильская певица Офра Хаза добавила к вокальным партиям мелизмы Ближнего Востока на фоне синтезаторов.
Конечно, «Kashmir» не мог не прозвучать в полный рост во время концерта-воссоединения Led Zeppelin в Лондоне в 2007 году. За барабанами в тот вечер сидел сын Джона Бонэма — Джейсон. Его игра связала прошлое и настоящее, создав новую нить ДНК группы.
А ведь ещё есть версия из «Годзиллы». Многие слушатели младше определённого возраста именно так познакомились с «Kashmir» — через трек «Come With Me», который Пейдж и рэпер Пафф Дэдди сделали для саундтрека к фильму 1998 года про японского монстра. Всё очень мощно, даже брутально.
Но не хватает атмосферы мистики и таинственности, этих привычных восточных струнных... Того ощущения чуда, которым Led Zeppelin поделились с нами много лет назад, путешествуя в своём воображении по пыльной дороге, ведущей из Марокко в притягательный и недоступный простым смертным Кашмир.
Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!