Найти тему

«ЛиК». Обзор статьи Е.В.Тарле «Экспедиция адмирала Сенявина в Средиземное море (1805-1807гг.)» в четырех частях. Часть I.

Д.Н.Сенявин.
Д.Н.Сенявин.

Предварительная диспозиция и некоторые биографические сведения.

Перед Д.Н. Сенявиным стояла весьма сложная военная и дипломатическая задача: блокировать агрессивную деятельность наполеоновской Франции в восточной части Средиземного моря, в Адриатическом море и на западном побережье Балкан при недоброжелательном нейтралитете Турции; а буде последняя, под давлением Франции, объявит войну России, то запереть ее флот в Мраморном море, и, таким образом, воспрепятствовать объединению врагов России вблизи ее южных границ. При сем не допустить по возможности усиления влияния союзной Англии на этом театре.

Располагал ли Сенявин достаточным ресурсом для решения этой задачи? И да, и нет. Морские силы позволяли вести активную деятельность, даже не оглядываясь на своего союзника – Англию; что до сухопутных сил, то они были крайне скромны: всего 13 тысяч солдат на земле и до тысячи морской пехоты на кораблях.

И тем не менее Д.Н. Сенявин достиг своей цели. Турки были биты неоднократно на море и с остатками флота укрылись в Дарданеллах; французы в свою очередь потерпели ряд поражений на западном берегу Балканского полуострова, где русские действовали в союзе с местными славянскими народами (бокезцами, черногорцами и далматинцами).

Экспедиция Сенявина была третьей по счету победоносной российской «диверсией» в Средиземном море после похода Орлова – Спиридова – Грейга, окончившегося разгромом турецкого флота под Чесмой и четырехлетним господством русского флага на Архипелаге, и похода Ушакова, очистившего Ионические острова от французского присутствия и штурмом с моря взявшего крепость Корфу.

Но в это же самое время далеко на севере шла ожесточенная война против главных сил Наполеона; за аустерлицким разгромом, после недолгого перемирия, последовали одно за другим кровопролитные сражения при Пултуске, при Прейсиш-Эйлау, при Гейльсберге, при Фридланде. Союзные России государства, Австрия и Пруссия, разгромленные Наполеоном, оставили Россию. «Александр I принужден был заключить Тильзитский мирный договор, по которому все, что удалось сделать Сенявину и его доблестному воинству, пришлось уступить французам».

Сенявину зачастую приходилось действовать не только исходя из собственных представлений о российских интересах, но и иногда вопреки прямым указаниям российского же правительства. Пользуясь тем, что почта шла из России месяц, а то и полтора, адмирал артистически тянул волынку, мороча голову то австрийцам, то французам, ссылаясь то на некие, полученные им указания, то на необходимость получения дополнительных сведений, или просто отмалчиваясь в ответ на настоятельные требования противной стороны.

Так было, например, с договором Убри-Талейрана, который был заключен между Россией и Францией после Аустерлица, и которым обнулялись все успехи русского оружия на Средиземном море и на Адриатическом побережье. Под предлогом того, что договор не ратифицирован императором, а Сенявин не мог знать наверно, ратифицирован договор или нет, адмирал не сделал ни шага навстречу требованиям французов, и дождался-таки известия о том, что император действительно не ратифицировал договор Убри и, более того, начал новую войну с Наполеоном, на этот раз в союзе с Пруссией. Окончившуюся, правда, так же неудачно, как и предыдущая.

Похожий случай произошел после заключения Тильзитского мира, подписанного обоими императорами на плоту посреди Немана, после чего Сенявину прямо было предписано выполнять приказы французского императора. Тем самым он был лишен возможности ссылаться на отсутствие ратификации или еще на какие-либо неясности дипломатического характера при разъяснении своего «неправильного» поведения.

Франция превратилась в союзника, Англия – во врага. И мимо этого врага, располагавшего огромным победоносным флотом, разгромившем при мысе Трафальгар незадолго до описываемых событий франко-испанскую эскадру, Сенявину предстояло провести свою изношенную многолетними боевыми действиями вдали от родных берегов и баз эскадру, выполняя при этом приказы Наполеона, совершенно не склонного заботиться о сбережении русских кораблей и моряков. Заявляя на словах и на бумаге о полной своей готовности согласно приказу царя подчиняться всем повелениям Наполеона, он повел дело так, что спас от гибели и экипаж и эскадру, взяв всю ответственность на себя и не перессорив прежде времени обоих императоров, что было бы для России тогда совсем невыгодно. Если не сказать больше.

На какой же благодатной почве вырос этот очередной русский герой, разделивший впоследствии судьбу многих иных русских героев, забытых неблагодарным русским самодержавием? В отличие от своего предшественника и учителя Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявину самой судьбой было уготовано стать моряком: еще за сто лет до подвигов Дмитрия Николаевича, при Петре I Алексеевиче, его предки уже служили по морской части; морская служба их продолжалась и в дальнейшем, иные из них выходили в адмиралы. Десяти лет мальчик был отдан в Морской корпус, скоро прослыл там лентяем и шалуном, и не известно, как бы сложилась его карьера, если бы не родственное участие дяди, капитана 1-го ранга Сенявина. Дядюшка, узнав о подвигах племянника, принял в нем участие: пригласил к себе в гости (далее передаю слово самому Дмитрию Николаевичу), «кликнул людей с розгами, положил меня на скамейку и высек препорядочно, прямо как родной, право, и теперь-то помню, вечная ему память и вечная благодарность».

Дальше пошло, как по маслу: четырнадцати лет, после сдачи экзамена в корпусе, выпущен гардемарином; семнадцати лет, после двух кампаний на Балтике и блестяще выдержанного экзамена на офицерский чин, произведен в мичманы и назначен в дальнее плавание к берегам Португалии. Затем многолетняя служба на Черном и Азовском морях под начальством адмирала Мекензи, потом Ушакова; участие в сражениях у острова Фидониси и под Калиакрией, а также в экспедиции Ушакова в Средиземное море уже в звании капитана 1-го ранга и в должности командира семидесятичетырехпушечного корабля «Св. Петр», незадолго до того спущенного на воду. Во время экспедиции Сенявин проявил себя с лучшей стороны; именно ему Ушаков поручил сложнейшую задачу овладения островом Св. Мавры, отдав под его команду отряд из двух кораблей и двух фрегатов, с которой он удачно справился, пленив после двухнедельной осады французский гарнизон численностью в 512 человек со всей артиллерией и боеприпасами. И в дальнейшем, во все время экспедиции, длившейся два года, Сенявин выполнял самые ответственные поручения. По окончании экспедиции он был назначен начальником Херсонского порта и, состоя в этой должности, получил в 1803 г. чин контр-адмирала.