Вот живешь с человеком, любишь его, а потом раз – развод и полностью испорченные отношения, дележка детей, алиментов, имущества. Так получилось и у челябинки Марины (имя изменено по просьбе героини, - Прим. ред.). Правда, с момента разлада прошло уже много лет, казалось бы, все договоренности утряслись, но нет. Оба бывших мужа женщины вдруг начали качать права и шантажировать ее – тогда, когда дело запахло деньгами. Своей историей женщина поделилась с «Комсомолкой».
ЕДЕМ ПОДНИМАТЬ ДЕРЕВНЮ
Будучи в разводе с первым супругом Иваном уже несколько лет, Марина с дочкой решили двигаться дальше и создали новую семью. Брутальный бизнесмен Петр почти сразу покорил сердце девушки. Но спустя пару лет дело прогорело, остались долги, кредиты и съемное жилье, а еще – только-только родившийся сын. Тогда Марина с сожителем (официально они не расписались, - Прим. ред.) решили на маткапитал купить дом в деревне и переехать туда, поднимать хозяйство. Сначала все шло неплохо, Марина устроилась в детский сад, а Петр – поднимал хозяйство. Но жизнь после большого города в деревне оказалось несладкой: зарплаты низкие, а куры и гуси ну никак не хотели плодиться. На этом фоне отношения в паре разладились, и Марина, собрав детей, вернулась в Челябинск. Петр остался в деревне еще на год.
Шли года, дом требовал больших вложений, ездить туда с детьми было далеко и дорого. А нежилой дом нередко привлекает асоциальных личностей. Так и тут вышло: то насос украдут, то всю технику, то дом вскроют. Устав от всего этого, Марина решила его продать. И тут началось самое интересное.
ОТЦЫ ВСТАЛИ НА ДЫБЫ
К этому времени Марина снова вышла замуж и родила еще одного ребенка. С новым мужем женщина купила квартиру в ипотеку, где и жила семья. Поддерживать дом в нормальном состоянии и платить ипотеку стало еще сложнее. Чтобы продать дом, в котором у двоих ее детей выделены доли - по четверти (напомним, он куплен с маткапиталом, - Прим. ред.), нужно согласие опеки. А та в свою очередь по закону должна спросить отцов. Но те, вдруг, встали на дыбы.
Иван – отец 14-летней Вероники – потребовал, чтобы Марина написала и нотариально заверила отказ от алиментов: мол, претензий не имею и иметь не буду. Женщина такому поступку удивилась. По многолетней договоренности мужчина одевал дочь, оплачивал обучение и кружки, возил на отдых. Крупные траты делили между собой. В суд за алиментами Марина не обращалась, и не собиралась.
Второй муж-сожитель Петр вообще потребовал деньги – 100 тысяч рублей. Тогда, когда они покупали дом, небольшой суммой вкидывались их родители, без расписок и условий по возврату. Вот эти деньги с процентами и потребовал бывший Марины. Но он забыл, что год жил в этом доме после расставания, забрал сельхозтехнику, машину, которую покупала женщина. С сыном Петр помогает, но большая часть крупных покупок лежит на Марине, сам мужчина особо не работает и золотые горы не зарабатывает.
— Я не понимаю, с чего я должна выполнять их требования! Это доли детей – я планировала открыть на каждого счет и положить деньги от продажи туда. А так выходит, я почему-то должна отдать часть им. Дом тем временем разваливается без присмотра. Он сейчас стоит около 600 тысяч рублей, но со временем там все разрушится, и мы просто потеряем деньги, ведь продать его будет сложнее, — возмущается Марина. — Я уже сто раз пожалела, что купила этот дом на маткапитал. Ведь в квартире я детям доли выделить не могу, потому что она ипотечная.
ТРЕБОВАНИЕ НЕ ЗАКОННО
Юрист Александр Вершинин рассказал, насколько законны требования бывших и как решить вопрос, чтобы защитить права детей и матери:
— Когда при покупке недвижимости используются средства маткапитала, по закону необходимо выделить доли всем членам семьи, включая мужа. Но в данном случае на момент сделки с первым супругом женщина была в разводе, а с отцом второго ребенка - в официальном браке вообще не состояла. Поэтому ни тот, ни другой не являются членом ее семьи, и доли им не положены. Но так как доли есть у детей, то нужно получить согласие опеки, которая спрашивает мнение второго родителя.
Какие есть варианты: договариваться или идти в суд. В суде у женщины есть возможность обосновать то, что сделка будет отвечать интересам детей и преодолевать отсутствие согласия детей – то есть добиваться разрешения органов опеки в судебном порядке.
Требование первого мужа написать отказ от алиментов – не законно. Нотариус такое не удостоверит, потому что это противоречит всем нормам. Отказ от алиментов, отказ от обращения в суд за алиментами – ничтожен и не имеет юридической силы, на каких бы условиях он ни был дан. Платить ли второму отцу? На практике такое встречается, когда пара не хочет спорить и судиться. Но это будет неофициальная и нелегальная сделка.
При продаже жилья с использованием средств маткапитала опека просит выделить доли в другом жилом помещении, то есть приоритет - не деньги на счет, а именно доля в недвижимости. Если есть возможность выделить доли в новой квартире, то этот вариант опеке понравится больше. Но все-таки вариант положить деньги от продажи на счет детей тоже не исключен.