Найти тему
Minsknews.by

Музыкант Павел Казак рассказал о современной музыке, востребованности саксофона и квартете Saxas

Оглавление

В Белгосфилармонии квартет саксофонистов Saxas представил программу «На стыке времен» с большим количеством премьер. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

-2

На сцене Белгосфилармонии практически одновременно прошел и концерт духового оркестра Минского государственного музыкального колледжа имени М. И. Глинки под названием «Духовой праздник», также включающий новые произведения. Объединяет эти два события личность саксофониста Павла Казака. С ним мы говорим о современной музыке, востребованности и об особенностях саксофона, а еще о том, почему музыкант не боится конкуренции.

Понимание смысла пропорционально успеху

— В музыкальной школе вы преподаватель по классу саксофона. Насколько активно ребята идут учиться игре на этом инструменте?

Очень активно, что связано с популярностью инструмента. У меня занимаются мальчишки и девчонки 9–13 лет. Гендер не имеет значения, музыка подходит всем. Много примеров именитых исполнителей-женщин.

Когда ребенок знакомится с классической музыкой, ему интересны этот блестящий инструмент и то, как из него извлекаются звуки. Всегда стоит рассказывать и о произведении, которое разучиваем. Понимание его смысла прямо пропорционально успеху. Ребятам нужно знать и наших композиторов. Белорусская музыка звучит и на выступлениях учеников, и на моих.

После каждого концерта, на который ходят ребята, обсуждаем, что нравится. Пусть музыка до какого-то возраста может быть непонятна, но после определенного количества посещений становится яснее. Концерты несут в себе образовательный культурный посыл.

— Вы преподаете и в Минском государственном музыкальном колледже имени М. И. Глинки. В чем особенность работы здесь?

Ориентируем учащихся совершенствовать исполнительский уровень. Значительную часть времени уделяем эстетическому воспитанию. Не только играем на инструментах, но и разъясняем, как относиться к сцене, что там позволительно, а что — нет.

Учащиеся приходят за знаниями, наша задача — поделиться ими и опытом. Не все юноши и девушки потом получают высшее образование, но это говорит о качестве образования в колледже, о том, что его достаточно, чтобы человек мог себя проявить в профессиональной сфере в полной мере.

-3

— Вы окончили Белорусскую государственную академию музыки. Насколько легко отдавать знания, понимая, что через годы ваши ученики станут конкурентами?

Судя по мастер-классам, на которых бывал во время учебы, и сейчас тоже периодически участвую в них и в конференциях, отдавать — возможность рассмотреть имеющиеся у тебя знания под другим углом и найти что-то новое. Ученики образовывают и тебя. В нашей профессии важен индивидуальный подход. Нет того, что стопроцентно подойдет всем. К тому же знания становятся доступнее, получить их сегодня проще и быстрее.

На саксофоне можно играть всё

— Расскажите о квартете саксофонистов Saxas.

Он существует с 2011 года. За 12 лет сделано много, а начиналось все как увлечение. Мы с Никитой Петровым познакомились через нашего преподавателя и решили создать свой коллектив. Никита привел друга, и я тоже. Стандартный состав нашего квартета: саксофон-сопрано, саксофон-альт, саксофон-тенор и саксофон-баритон. Сейчас это уже третья ротация состава. От первого остались только я и Никита Петров. К нам присоединились Виктор Тимофеев и Дмитрий Шувалов.

В Беларуси из профессиональных коллективов мы — единственные в своем роде.

— Насколько востребован Saxas?

У нас есть свой слушатель, который приходит на концерты, интересуется нашими творческими планами. Мы нашли со временем свою публику. Вопрос возраста почитателей музыки зависит от наполнения концертов. Саксофон настолько богат своими красками, что мы можем играть абсолютно все. Композиторы написали достаточное количество разнообразных произведений.

— А что для вас становилось вызовом в исполнении?

Недавно мы записывали мелодию современного зарубежного композитора, где использовали различные приемы игры. Ранее музыка была построена на мелодизме и гармонии, сейчас же еще и на ощущениях.

Для нашего квартета было вызовом исполнить композицию, когда автором не написано ни одной ноты, есть только схема и пояснительная записка. Композитор графически изобразил цифры, фигуры, линии, а мы все обсудили и поняли концепцию. Автор отметил, что мы детально изучили его пожелания и он доволен исполнением. Нам же было интересно попробовать себя в чем-то новом, ведь современная музыка концептуальна и сложна для восприятия.

-4

— Вы также основатель и художественный руководитель оркестра саксофонов Belsaxo.

Оркестр создан в 2019 году, сегодня это единственный коллектив такого инструментального состава в Беларуси. Профессиональные музыканты, студенты и учащиеся различных учебных заведений страны объединены общей идеей — популяризацией искусства игры на саксофоне.

Репертуар отличается разнообразием и включает музыку барокко и классико-романтической эпохи, джаз, сочинения современных авторов, которые исполняем на различных площадках.

Необходимо соприкасаться с прекрасным

— Какой он — современный музыкант?

Позволяет себе быть высокоинтеллектуальным, когда это уместно, и легкомысленным, когда есть возможность. Это человек, понимающий, что такое искусство и насколько важно погружаться в дело, которым он занимается.

Показатель здоровья общества — его отношение к культуре. Так было, есть и будет. А задача людей искусства — выносить на суд общественности только самое лучшее.

— Что, на ваш взгляд, отличает культурного человека?

Им может быть обычный человек, у которого есть потребность соприкасаться с чем-то вечным и прекрасным. Например, он слушает музыку, посещает выставки.

В Минске есть прекрасный фестиваль «Классика у ратуши», который постоянно развивается. Очень хорошо, что он стал доброй традицией. К нам приезжают туристы из разных стран и регионов Беларуси, чтобы послушать музыку и поучаствовать. С нетерпением ждем начала сезона.

Справочно

Павел Казак — выпускник Белорусской государственной академии музыки (класс доцента Георгия Козодоя), саксофонист, дирижер, преподаватель и аранжировщик. Руководит духовым оркестром Минского государственного музыкального колледжа имени М. И. Глинки и ансамблем саксофонов Детской музыкальной школы искусств № 1 имени Л. П. Александровской. Художественный руководитель и дирижер оркестра Belsaxo и участник квартета саксофонистов Saxas.

Фото из архива Павла Казака