Найти тему
между прошлым и будущим

Д'Артаньян и Людовик XIV: зачем король послал д'Артаньяна захватывать Бель-Иль

Вы никогда не задумывались, зачем король отправил д'Артаньяна на Бель-Иль?

Нет, я не про разведку, которая была описана в первом томе романа "Виконт де Бражелон". Я про захват Бель-Иля после неудачного заговора Арамиса.

Конечно, можно сказать, что Бель-Иль необходимо было захватить, но все же — почему именно д'Артаньян? Что там — других военных не было? Ведь король уже знал, что значат для д'Артаньяна друзья. Он успел убедиться еще в деле Атоса, когда отдал д'Артаньяну приказ взять того под стражу, а д'Артаньян использовал приказ для спасения Атоса. И лишь упорство графа де Ла Фер не позволило ему бежать. В Бастилию он, понимаете ли, захотел! Пришлось д'Артаньяну отправляться к королю и добиваться приказа об освобождении друга.

Трудно далось. В ходе тяжкой беседы д'Артаньян чуть не отправился на тот свет, потому что тоже горд — не только же Атосу показывать характер.

-2

Так вот — зачем было отправлять на Бель-Иль именно д'Артаньяна? Других не нашлось?

Нашлись. Людовик предпринял множество усилий, чтобы не дать д'Артаньяну ни малейшей возможности поступить по своему. Фактически приставил к нему надзирателя. Предусмотрел все варианты неповиновения и перекрыл их один за другим. Заранее назначил нового командующего, который должен был заменить д'Артаньяна при определенных условиях.

Казалось бы, к чему все эти сложности? Почему сразу нельзя было назначить другого командующего? Все получилось бы проще и быстрей.

А дело было в д'Артаньяне. С одной стороны, король полагал его очень полезным человеком. С другой, ему не нравилось, что у д'Артаньяна есть собственное мнение — и не только в отношении друзей.

То, что сделал король, в наше время называют ломкой. Он просто решил сломать д'Артаньяна, укротить его, а удобнее всего было сделать это, отправив того на Бель-Иль.

Король говорит это открыто:

Вы будете отличным слугою того, кто подчинит вас своей воле; лишь в этом случае вы перестанете находить основания к неповиновению своему господину. Ваши друзья побеждены или уничтожены мною. Точек опоры, поддерживавших вашу строптивость, больше не существует; я их выбил из-под нее...

Желание сломать д'Артаньяна у него даже сильнее, чем желание разделаться с мятежниками. Но всегда что-то может пойти не так. И король получает донесение о событиях на Бель-Иле.

В принципе, у него больше нет рычагов для слома мушкетера. Но ведь можно дать тому не всю информацию, можно и дальше продолжать давление. И король продолжает. Смесь жестокой угрозы в адрес друзей, восхваления себя, чуточку ласки...

... у меня будут слуги, которые, не имея, быть может, присущих вам дарований, возвысят преданность и покорность воле своего господина до настоящего героизма. Разве важно, спрашиваю я вас, разве важно, что бог не дал дарований рукам и ногам? Он дал их голове, а голове — и вы это знаете — повинуется все остальное. Это голова — я!

Кстати, оцените злопамятность короля. Даже предлагая д'Артаньяну новый договор, он таки напомнил ему беседу в Блуа в начале романа. Людовик предлагает оценить, что "никого не заставляю расплачиваться за те слезы стыда, которые я тогда проливал".

Конечно-конечно, он напоминает об этом уже второй раз, а в первый все же помотал д'Артаньяну нервы.

И д'Артаньян склоняется перед королем и молит за друзей на коленях. Чего король и добивался. И, конечно, он дает Арамису и Портосу помилование... в котором они уже не нуждаются.

Потом Людовик будет уверять д'Артаньяна, будто узнал о случившемся из письма Арамиса и не хотел торжествовать на глазах своего капитана. Вот только по всему получается, что из письма он узнал только новые детали, а само событие было ему известно еще во время бурного разговора с д'Артаньяном.

В романе "Три мушкетера" д'Артаньян уже становился на колени — перед Ришелье. Но Ришелье был с ним честней, хотя д'Артаньян тогда был всего лишь мальчишкой.

В финале трилогии молодой король ломает немолодого и заслуженного воина. Пришла новая эпоха.

И подумать только, все это проходит мимо многих читателей. И, конечно, об этих сценах никогда не вспоминают кинематографисты. Мол, зачем все это? Некуда вставить спецэффекты...

Но все же откроем роман. Накал страстей не зависит от спецэффектов.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки