Найти тему

Место предмета русский язык в учебном плане

Оглавление
Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

В данной статье я привожу информацию о том, сколько времени отведено предмету Русский язык в современной школе (УМК “Школа России”) и в советской школе 50-х гг. (комплект учебников, переизданных проектом “Сталинский букварь”). Для этого я взяла Рабочие программы по русскому языку УМК Школа России (имеются в открытом доступе на сайте издательства) и “Настольную книгу учителя” 1950 г. издания, т. к. они показались мне максимально схожими по содержанию.

Школа России

Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (5-дневная неделя), на изучение русского языка в начальной школе выделяется 540 ч. В 1 классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте 1 и 40 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (6-дневная неделя), на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте 1 и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России, на изучение русского языка в начальной школе выделяется 642 ч. В 1 классе — 132 ч (4 ч в 10 неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте 1 и 40 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Сталинский букварь

В то время была единая сетка.

На изучение русского языка в 1, 3 классах отводится 15 ч в неделю, во 2 - 14 ч в неделю, в 4 - 8 ч в неделю. Курс рассчитан на 1716 ч:

  • в 1, 3 классе - 495 ч
  • во 2 классе - 462 ч
  • в 3 классе - 264 ч.

В первых трёх классах из числа часов, отведённых на русский язык, выделяется по 2 часа в неделю на ч и с т о п и с а н и е. В IV классе не предусмотрены отдельные уроки чистописания, но занятия по этому предмету систематически проводятся на уроках грамматики и правописания.

Русский язык в учебном плане первых четырёх классов школы занимает особое положение — он является центральным предметом. В I—III классах на него отводится больше половины учебного времени. В занятия по русскому языку входят: чтение, грамматика, правописание и развитие речи. При распределении учебного времени на эти разделы программы по русскому языку в первых трёх классах необходимо ежедневно отвести один урок на чтение. Это требование остаётся в силе и для IV класса, с той только разницей, что из общего числа учебных часов на русский язык, на уроки чтения отводится только три часа в неделю. Но эти часы дополняются систематическим классным чтением учебника на уроках истории, географии и естествознания.

На грамматику, правописание и развитие речи отводится всё остальное время, положенное по учебному плану на преподавание русского языка, за исключением I класса, где два часа в неделю отводятся на чтение детской литературы, на экскурсии и на проведение наблюдений над природой и пр. Чтение, грамматика и правописание, развитие речи в процессе обучения тесно связываются между собой, поэтому отдельные уроки по каждому из этих разделов планом не предусматриваются, но в расписании целесообразно выделить и уроки чтения, и уроки грамматики и правописания, и уроки развития речи.

В III и IV классах специальные уроки развития речи используются для упражнения детей в письме сочинений и изложений, не отрывая, однако, эти занятия от уроков грамматики и правописания. Таким образом, при правильном распределении учебного времени, предусмотренного планом на преподавание русского языка, учитель имеет возможность ежедневно заниматься с детьми ч т е н и е м, г р а м м а т и к о й, п р а в о п и с а н и е м и р а з в и т и е м р е ч и.

Накопление у учащихся первоначальных представлений и понятий о явлениях и предметах окружающего их мира предполагает не только чтение соответствующих статей и рассказов, но и непосредственные наблюдения детей, различного рода э к с к у р с и и, п р е д м е т н ы е у р о к и и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы. Время на этого рода занятия должно быть предусмотрено учителем и выделено из общего бюджета учебных часов, отведённых для каждого класса. В I классе эти занятия, как сказано выше, проводятся в специально отведённые для этого часы. Во II и III классах для этой цели также необходимо предусмотреть один-два часа в неделю из числа часов, отведённых на русский язык. В IV классе экскурсии и различного рода практические занятия проводятся в часы, отведённые по учебному плану на преподавание естествознания, географии и истории (экскурсии проводятся главным образом в осенний и весенний периоды учебного года).