Все-таки язык это очень чувствительный прибор, показывающий суть происходящих в социуме явлений. Достаточно посмотреть, как изменился язык (терминология) в той или иной сфере, чтобы понять, что в ней не так.
Знаете, почему у нас теперь нет хорошего кино? Что изменилось? Заметьте, что из языка исчезли привычные нам слова: «актер», «играть роль», «репетировать», «вживаться в образ», «участвовать в кинопробах».
Теперь актеры не говорят «я играл в фильме». Нет. «Я участвовал в проекте». Участвовал. В проекте. Не работал, не трудился, не тратил энергию и нервы. Просто участвовал. На экране ведь это так и выглядит. Какой-то холеный юноша, почему-то переодетый в новенькую, отглаженную гимнастёрку, с подстриженной триммером бородкой, играет бойца Красной армии образца 1943 года. По его лицу видно, что вчера он ужинал в ресторане, а сегодня вдруг очутился в окопе. Как ему удалось в окопе не испачкаться, непонятно.
Глядя на него, кажется, что парень на шикарном джипе на часик заехал на съемочную площадку, на него напялили гимнастёрку, он произнес текст, после чего запрыгнул в джип и укатил обедать в ресторан или сниматься в каком-нибудь вечернем шоу. Занятый человек, столько дел, столько дел… При нем обязательно девица с красивой прической из вип-салона красоты, тоже в гимнастерке.
А вместо кинопроб и утверждения на роль в Госкино, они теперь проходят кастинги (мутное слово, то ли от «каста», то ли от «кастет»?). В кастинге всегда побеждают девушки с правильной, точеной фигуркой, смазливым личиком, выщипанными бровями и крайне узким кругозором. Одинаковые. С ними не о чем поговорить, это видно по интервью с ними. Целую стайку таких девиц, помнится, отобрали «для участия в проекте» «А зори здесь тихие» (я имею в виду ремейк). Получился абсолютно фальшивый, пустой фильм, где девушки не играют, а притворяются. Это не просто провал, это удар по золотому фонду русского кино. Зачем? Денег хотца.
Да и слово «актер» постепенно заменилось на слово «звезда». «Звезда сериала». Почему звезда? Да просто потому, что она «участвовала» в каком-то там сериале, который уже никто и не вспомнит. Когда-то это называлась «актриса второго плана», а то и третьего. А теперь вот «звезда». Звездулька, как тут же уточнил народ. Они все одинаковы, эти «звезды», индивидуальностей почти нет. Куклы Барби, голливудчина. Их легко можно менять одну на другую, никто и не заметит.
«Звезды» не знают, что такое играть, вживаться в роль, искать образ, работать. Приехали на съемки, озвучили текст, поморгали глазами – и уехали, потому как у них параллельно еще три таких же «проекта», плюс кулинарное шоу на ТВ, плюс косметологи, фитнесы, съемки в рекламе шампуня и трехэтажная вилла с прислугой. Не до образов: очень насыщенная творческая жизнь.
Вспомним Плейшнера из «Семнадцати мгновений весны». Е. Евстигнеев, играя маленький эпизод, когда Плейшнер просто идет по улочкам Берна, перепробовал 15 вариантов походок! Нужно было показать и рассеянность профессора, и его неуверенность, и привычку бояться, скрывать, и неожиданно представившуюся возможность пройтись по городу в нейтральной стране. И он это всё показал! Вообще, Евстигнеев умел только походкой передать характер героя, не говоря уже обо всем остальном. Жесты, мимика, язык тела, интонации… Это был труд, колоссальный труд. И талант. Это не участие, это игра, труд.
Так вот теперь кино это не труд, не талант, это звездность и элита, тусовочки и интервью, фестивали и биеналле. Антрепризы. И язык это очень чётко передает. Никто больше не раскрывает образы, не вживается в роль, не пашет. Они «участвуют». Привет участникам кастинга!
======================================