Найти тему
Minsknews.by

Ставшие основой сюжета фильма «Праведник» события замалчивались почти 60 лет. Почему?

Оглавление

«Киновидеопрокат» при поддержке комитета по образованию Мингорисполкома по 28 апреля проводит киноакцию, посвященную Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. Кинотеатры посещают учащиеся учреждений профтехобразования столицы. Им показывают фильм «Праведник» режиссера Сергея Урсуляка. Реальные события 1942 года, ставшие основой сюжета фильма, почти 60 лет замалчивались, факты были обнаружены случайно. Об этом — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

-2

Похоже на откровение

В последние 20 лет вышло бесчисленное количество военных полнометражных фильмов и телесериалов. Одни создатели помнят о законах драматургии, чтят лучшие традиции советского военного кино, не забыли киношедевры, получавшие главные призы на мировых фестивалях. Другие авторы просто осваивают бюджет, выпускают фильмы-близнецы, в которых экранные партизаны с белоснежными улыбками и ухоженными ногтями бесконечно воюют в лесах со статистами, переодетыми в гитлеровцев. Казалось, что кино с пафосным названием «Праведник» тоже будет таким. Ведь в кратком изложении сюжета нет ничего оригинального: офицер Красной армии Николай Киселев по лесным тропам оккупированной Белоруссии выводит за линию фронта более 200 советских граждан — евреев. Правда, была тайная надежда на то, что режиссер картин «Ликвидация», «Жизнь и судьба» Сергей Урсуляк и сценарист лент «Любовник», «Мой сводный брат Франкенштейн» Геннадий Островский не позволят себе халтуру.

-3

И действительно, уже в прологе фильма видно, что это не столько военная, сколько почти библейская история, проникающая в самое сердце.

Несмотря на страшные события на экране, кино оставляет светлые ощущения. Авторы сделали акцент не на остросюжетных поворотах, а на множестве человеческих историй, где в каждой есть кульминация и развязка. Например, персонаж явно из блатных, картежник по прозвищу Ферзь (Евгений Ткачук), пребывая в эпицентре кромешного ада, проходит своего рода очищение войной, находит свою любовь Тову (Мария Золотухина), которая погибает у него на руках.

Герои Константина Хабенского и Чулпан Хаматовой — узники Минского гетто. Они должны сделать страшный выбор: кого-то из собственных детей отпустить с ограниченной группой беглецов, а кого-то оставить в гетто, обрекая на смерть.

Еще один пронзительный эпизод: маленькая девочка Берта весь путь рыдает от страха и голода. Немцы в лесу могут услышать плач. Ради спасения сотен попутчиков родители решают ее утопить… Главный герой Киселев не позволяет им это сделать. История правдивая, из реальных событий, впрочем, как и весь сюжет.

Причина замалчивания

В 2000 году директор Музея истории и культуры евреев Беларуси Инна Герасимова нашла в архиве записку на имя первого секретаря ЦК КП Белоруссии Пантелеймона Пономаренко. В ней говорилось о выводе в 1942-м партизанами под командованием Николая Киселева 218 евреев с оккупированных белорусских земель в советский тыл через Суражские ворота (разрыв немецкого фронта между флангами групп армий «Север» и «Центр» протяженностью 40 км между населенными пунктами Велиж и Усвяты). Другой информации об этом подвиге Инна Герасимова не отыскала. Дочь Николая Киселева ничего не знала об этой странице жизни своего отца, а сам он скончался в 1974-м.

-4

Причина замалчивания очевидна. В довоенные годы в СССР на официальном государственном уровне антисемитизм явно не проявлялся. После войны Сталин поддержал создание государства Израиль, веря, что оно станет если не сателлитом, то союзником СССР. Но все получилось иначе.

В результате вождь стал видеть в евреях потенциальных эмигрантов-предателей, всегда готовых сбежать на Землю обетованную. Началась борьба с космополитами. Евреев увольняли с должностей, в вузах ограничили набор представителей этого народа. После смерти Сталина графа номер 5 для указания национальности осталась в формуляре личного листка по учету кадров. Сделать еврею хорошую карьеру в послевоенном СССР представлялось мало возможным, за исключением отдельных сфер деятельности. Если кто-то из историков знал про подвиг Киселева, то предпочитал молчать. Ведь речь шла о спасении тех, кому в новых условиях якобы нельзя доверять. Щекотливая тема для отражения в кино и литературе.

-5

Сам Николай Яковлевич после войны работал в Министерстве внешней торговли. Вряд ли хотел прослыть тем, кто, как Моисей по пустыне, водил евреев по белорусским лесам. В заданный исторический период его могли заподозрить в связях с благодарными сионистами, сделать невыездным, испортить карьеру.

Инна Герасимова написала книгу «Марш жизни». А в 2008 году режиссер-постановщик Юрий Малюгин создал документальную ленту «Список Киселева». Фильм увидел продюсер Тимур Вайнштейн и сразу понял: это материал для художественного кино. Правда, в связи с финансовыми трудностями к теме он вернулся лишь через 10 лет. Вместе со сценаристом Островским побывал в Израиле, где жили и другие участники событий, которые в 1942 году были подростками, но все помнили и рассказали свои истории.

Ни войны, ни смерти

На главные роли режиссер Урсуляк пригласил актеров, с которыми ранее много работал. Например, Сергей Маковецкий (Рувим Янкель) снялся в 10 лентах Сергея Владимировича, Федор Добронравов (командир Воронянский) — в 8, Александр Яценко (Киселев) — в 4, Евгений Ткачук (Ферзь) — в 3.

Над фильмом работали в Беларуси, России, Израиле. Например, проходы по лесам запечатлели под Слонимом в Гродненской области. Эпизодические роли нацистов и некоторых партизан исполняли местные жители. Над некоторыми сценами трудились на площадке натурных съемок отечественной студии под Смолевичами. Декорации там частично строили, а также использовали оставшиеся от прежних военных картин. Художник-постановщик Евгений Качанов рассказывал, что группа выкупала в белорусских селах деревенские избы. Декораторы стилизовали и перестраивали их сообразно времени действия в фильме. Некоторые из домов пришлось сжечь по сценарию. Согласно сюжету сгорел и деревянный мост, специально выстроенный для сцены перехода через Двину.

-6

На 29-й минуте фильма частично с помощью компьютерной графики восстановлена одна из центральных улиц нашей столицы. А в следующих кадрах видим район, очень похожий на Немигу довоенного времени.

Минское гетто воссоздавали в Выборге и Санкт-Петербурге. Художник утверждал, что пришлось фантазировать, так как снимков не осталось. На деле наверняка нашлись консультанты. В гетто на экране двухэтажные дома из бурого кирпича. Такие же стояли на территории бывшего гетто в Минске (на улице Коллекторной) до конца 1990-х.

Но все кинофокусы перевешивает человечность картины. Например, сцена утра, где Киселев сидит на траве и завороженно смотрит на своих спутников в минуту затишья: вот на пеньках расположились дети, им читают уцелевший сборник сказок, один из отцов делает с двумя маленькими сыновьями зарядку, раввин в сторонке совершает религиозный обряд. И будто нет ни войны, ни смерти.

-7

В этом экранном повествовании есть душа, с которой стоит соприкоснуться, потратив на просмотр чуть более 2 часов.

Справочно

В 2003 году нашелся живой свидетель Шимон Хевлин, который прошел весь путь вместе с Киселевым. На основе его показаний в 2005-м Николаю Киселеву присвоили звание Праведника народов мира. Его имя увековечили на мемориальной стене в Саду Праведников в Яд Вашем, израильском мемориальном комплексе истории Холокоста.