Найти тему
Шамиль Ахмадуллин

Детей МОЖНО и НУЖНО наказывать! 3 условия результативного наказания

Можно ли наказывать детей? Конечно да! Более того, это очень важный элемент воспитания. Но как это сделать правильно, чтобы ребенок понял, за что его наказали и принял правила, а не озлобился? Давайте разбираться.

С рождения ребенок в своих глазах является центром мироздания и считает, что весь мир крутится именно вокруг него. А все люди вокруг — обслуживающий персонал, который удовлетворяет его желания. Отлично проиллюстрирован этот момент в мультфильме “Про Сидорова Вову” 1985 года. Где вокруг мальчика постоянно пляшут родители, бабушки и дедушки, тетушки и дядюшки. В итоге даже в армию идут служить все вместе.

К счастью, в реальной жизни ребенок с возрастом все же понимает, что рядом есть другие люди, у которых есть свои желания и потребности. И с этим нужно считаться.

К чему это я? Нарушение устанавливаемых вами правил в период взросления — это нормальный процесс развития ребенка. Он проверяет границы дозволенного. Однако, как вы уже поняли, терпеть такое поведение не нужно. Нужно четко указывать ребенку, что можно, чего нельзя. В том числе и применяя наказание.

Очень важно при этом помнить, что цель наказания — не страдания ребенка, а приведение к такой ситуации, когда ребенка уже не нужно будет наказывать.

Чтобы ребенок понял причины наказания, начал понимать запреты и границы и при этом не озлобился на вас, перед наказанием задавайте ему 3 вопроса:

1. “Понимаешь ли ты, какое правило нарушил?” То есть, если вы правила не устанавливали, а ребенок что-то сделал и не знал, что это действие под запретом, то и наказывать его за это нельзя, какой бы ущерб, в том числе материальный, он не нанес.

Допустим: ребенок 5 лет увидел маркеры и вместо того, чтобы рисовать в альбоме, нарисовал картину на обоях. Если до этого ребенку не запрещали рисовать на обоях, наказывать его нельзя. Скорее всего, он делал это из благих побуждений, хотел нарисовать что-то красивое, сделать обои ярче. А вот поговорить с ребенком о том, что в дальнейшем на обоях рисовать нельзя и объяснить почему, очень важно.

2. “Понимаешь ли ты, зачем нужно соблюдать это правило?” Ребенок должен понимать, что соблюдение какого-либо правила в его интересах. Важно, чтобы любое правило, любой запрет был в интересах ребенка. Детям нужно очень подробно объяснить, почему чего-то делать нельзя. Ребенок должен четко видеть причинно-следственную связь.

Продолжим наш пример с маленьким “художником”. Родителям нужно объяснить: ты сейчас испортил обои, нам придется сделать ремонт, чтобы поклеить новые. Это занимает много времени, которое могли провести вместе, мы потратим много денег, которые можно было бы потратить на что-то более приятное. Поэтому в следующий раз за это будет такое-то наказание. Тогда скорее всего ребенок в будущем будет это правило соблюдать.

3. “Помнишь ли ты, какое наказание следует за нарушение этого правила?” И ребенок должен сам сказать “Да, я помню, что мне это запрещали и сказали, что будет такое-то наказание”.

То есть у ребенка в голове должна быть четкая цепочка: Нельзя делать то-то; это нельзя делать потому что…; если я сделаю это, последует такое-то наказание.

Часто ли вы наказываете своих детей? Напишите в комментариях.