В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, во время первого рейса, в результате столкновения с айсбергом затонул британский трансатлантический пассажирский пароход "Титаник". "Непотопляемый", как его называли в газетах.
Что интересно, ещё в 1898 году бывший моряк Морган Робертсон опубликовал повесть «Тщетность». В ней описывается рейс корабля «Титан», считавшегося непотопляемым и затонувшего при попытке поставить рекорд скорости в Атлантическом океане.
Те, кто прочитал повесть, предупреждали о том, что судно затонет. Но их никто не слушал.
Пессимисты пытались обратить внимание и на личность капитана "Титаника" Эдварда Джона Смита. Тот был опытным моряком, служившим на торговом флоте еще с 1867 года. Но его постоянно преследовали инциденты:
- Так в 1889 году «Репаблик» под его командованием сел на мель, участь «Репаблика» в 1890 году разделил «Коптик», сев на мель в порту Рио-де-Жанейро, в 1904 году произошёл пожар на пароходе «Маджестикruen», в 1906 году в порту Ливерпуля сгорел «Балтик», в 1909-м сел на мель «Адриатик». В 1911 году произошло столкновение «Олимпика», которым Смит командовал с первого рейса, и британского военного крейсера «Хоук - Википедия
С утра 14 апреля в радиорубку "Титаника" поступают предупреждения от других судов о ледовой опасности. Первые показали капитану Смиту. Потом радиооборудование забарахлило. После ремонта поступили новые сообщения, но их забыли передать Смиту. А потом радист "Титаника" стал передавать частные сообщения пассажиров парохода (за деньги конечно). И когда в 22:30 от парохода «Калифорниэн» поступило последнее предупреждение старший радист «Титаника» Джек Филлипс даже грубо прервал коллегу-радиста:
- «Заткнись, я работаю. У меня связь с мысом Рейс, а ты мешаешь!»
В 23:39 14 апреля вперёдсмотрящий Фредерик Флит со своего поста слезящимися глазами успел заметить прямо по курсу в 650 м огромный айсберг. Три раза ударом в колокол предупредил об опасности. Смита нет в капитанской рубке. Вахту несут шестой помощник Джеймс Муди и первый помощник Уильям Мёрдок. Услышали!
"Титаник" водоизмещением 60 тысяч тонн несется со скоростью 40 километров в час. Несмотря на сложную ледовую обстановку и темноту капитан Смит хотел получить "голубую ленту Атлантики" - приз государственными субсидиями самым быстроходным лайнерам.
На тот момент она принадлежала лайнерам «Лузитании» и «Мавритании», принадлежавших конкурирующей компании «Cunard Line». А "Титаником" и его близнецами "Олимпиком" и "Британником" владел траст «International Mercantile Marine Company». Этот траст во главе с американским банкиром Джоном Пирпонтом Морганом. Тот хотел монополизировать мировую морскую торговлю.
Поэтому, Морган страстно желал, чтобы "Титаник" побил рекорд пересечения Атлантики. Такое условие поставил Смиту, для которого это последний рейс. Если он сделает рекорд, то ему почетная отставка с пенсионом. А нет - могут вспомнить предыдущие аварии. И тогда суды с нищей старостью.
- Смит оказался в ловушке!
Лайнер несется на айсберг. Мёрдок успевает отдать команду "право на борт", затем "полный назад". Потом, "лево на борт". Это была ошибочные команды. Если бы столкнулся носом с айсбергом, то просто зарылся бы в него. И вот тогда можно было дать "ход назад". Был шанс на спасение.
Вместо этого, в 23.40 айсберг пробил правый борт в шести местах. Набрал много воды. В 0.05 Смит оценив ситуацию, отдал приказ об эвакуации. При этом эвакуировали только первый и второй классы. Пассажиров третьего класса даже не информировали. Из них выжили единицы. Погибло, в общем 1496 человек. 712 спасшихся подобрал пароход "Карпатия".
Главным виновником гибели "Титаника" признали погибшего Смита и первого помощника Мёрдока. Судовладельцев даже не привлекли к судебному процессу. Хотя именно они были виноваты в трагедии.
Будет интересно почитать: