Кажется, что чем дольше снимаешь, чем больше опыт, тем меньше ошибок делает фотограф. Ну представьте: 10-15-20 лет в профессии, что там уже можно «не уметь». Всё давно на автомате. Развитие идет только в творческом плане, а бизнес уже давно налажен и не вызывает никаких вопросов.
От части конечно же так и есть. Опыт, полученный путем проб и ошибок не может не принести результат. Но мы живые люди. И очень часто срабатывает человеческий фактор. Когда нужно не просто по инструкции действовать, а перебороть себя или уговорить себя сделать то, что делать не хочется.
Вот, исключительно на личном примере, я решила выделить свои дурные привычки, которые пока я в себе не поборола. И сразу после написания этой статьи займусь серьезно этим вопросом:)
Фотографирую слишком много кадров, хоть и нет такой задачи.
Самая гадкая привычка, которая действительно очень сильно усложняет мне жизнь.
Все съемки у меня примерно распределены по пакетам услуг. Заказчик выбирает, что ему ближе. Мы обсуждаем концепцию, стоимость и встречаемся в студии. Стоимость же определена у любого профессионального фотографа по многим параметрам. К тому, сколько стоит съемка вообще нужно подходить очень серьезно. Это для клиентов час или два работы. Для фотографа же это и его личное время, затраченное на съемку и подготовку к ней, это и амортизация техники, и конечно же время, затраченное на обработку материала. Фотографы работают в разных жанрах, у всех разный подход. У меня 2 часа студийной съемки включают не менее 4 часов на подготовку и не менее 10 часов на обработку. Это минимум. Результат, который покупает клиент - 15 фотографий в ретуши.
Для того, чтобы отдать эти 15 фотографий мне нужно снять порядка 50-60 кадров. Всё. Работа выполнена. Фотографии я легко отберу и обработаю.
Но что делаю я?! Меня "несет". Да, я строго следую концепции, но под воздействием вдохновения я хочу снять больше. Гораздо больше! Во время съемки мне всегда кажется, что это даже хорошо. Я чувствую себя творческим человеком, мечтаю побыстрее засесть за обработку и сортировку кадров. Понимаю, что и клиент мой наверное будет в восторге от того, что ожидал одного, а получит в десять раз больше.
Что в итоге? Я просто обрабатываю три или даже четыре съемки, по цене одной. Я увеличиваю для себя нагрузку, хотя меня об этом не просили.
Я не умею выбрасывать хорошие кадры. Не смогу выбрать 1 лучший кадр из 20, если я вижу, что нужно выбрать 8 кадров. Я не сторонник того, что клиенту можно НЕ отдать какую-то часть съемки, если он позировал и ждет фотографии. И уж тем более я не буду просить доплатить за лишнюю работу.
Вот такой подход я считаю непрофессиональным.
Иногда стоит "задyшить" в себе какую-то часть вдохновения,
чем потом превращать свою творческую работу в неоплачиваемую рутину.
Как нужно делать:
Запоминаем идеи, которые пришли в голову во время творческой съемки и предлагаем своему клиенту еще одну фотосессию. Модели всегда приятно услышать: "Вы так меня вдохновили, у Вас так здорово получаются такие-то образы! Я уверен(а), что нам просто необходимо реализовать всё это на следующей съемке. Если Вам понравятся фотографии с нашей фотосессии, то предлагаю организовать еще одну встречу в студии."
Спешу, ради экономии времени непосредственно на съемку.
При бронировании студии я всегда закладываю не менее получаса на подготовку локации. Я всегда должна не только поставить свет и настроить технику, я должна осмотреть студию, придумать сюжеты в той или иной фотозоне, разложить технику, чтобы было удобно ей пользоваться, развесить вещи, разместить реквизит и аксессуары...
Все это идеально только в мечтах. Если модель пришла раньше, то я уже на подсознательном уровне стараюсь быстрее начать съемку. Тут срабатывает психология. Мне кажется, что модель сидит без дела, возможно, она подумает, что у меня что-то не получается, если я задумчиво встану в каком нибудь углу и буду молча стоять и думать о чем-то.
Это у меня в голове куча мыслей, кадров, сюжетов. Для модели же я в этот момент - фотограф, который забыл, зачем пришел в студию:))
Поэтому выделить время на подготовку студии, спокойно и комфортно все расставить по полочкам у меня практически никогда не получается. А это очень плохо. Съемку я всегда отработаю, но мне очень хочется все делать действительно комфортно не только для модели, но и для себя.
Что это, если не плохая привычка, с которой тоже стоит бороться?)
Не записываю хорошие идеи.
Возвращаясь к первому пункту, можно с уверенностью сказать, что лучшие идеи приходят во время съемки. А уж сколько интересных концепций проносится в голове листая фотографии финалистов каких-нибудь крутых конкурсов. Или просто просматривая ленту рекомендаций в социальных сетях. Это и называется вдохновением, когда смотришь на какую-либо фотографию и возникает желание сделать что-то своё.
Мой телефон забит референсами к разным съемкам и просто фотографиями, которые меня вдохновляют, подталкивают к каким-то новым идеям. Но у меня никак не дойдут руки отсортировать их по папкам. Также я давно хочу начать записывать в блокнот интересные идеи, которые внезапно приходят в голову.
Уверена, этот список и папки с сохраненными фотографиями-референсами, которые всегда под рукой мне бы могли часто помогать на съемках. И мне бы удавалось реализовать массу интересных идей.
Редко использую творческие объективы
Почему-то в моей голове есть один дурацкий «пунктик»: творческие объективы - для любительской съемки. Хоть yбей, не понимаю, почему так сложилось.
Есть стандартный набор техники, который всегда со мной на коммерческих съемках. Полтинник, 28mm - обязательно. Иногда добавляю 85mm. Даже 70-200 беру больше для пафоса (иногда надо показать, что у меня большой фотоаппарат😂), хотя надобности в нем при работе в студии особенной нет. А вот такая красота, как Гелиос 40-2, Тилт-шифт и фишай валяются дома в пыли и ждут лета. Их я выгуливаю для получения удовольствия, когда превращаюсь в любителя. Сколько же прекрасных кадров можно было снять в студии, имея под рукой тот же Тилт-шифт.
Так что и этот пункт беру на заметку и сама себя начинаю перевоспитывать.
Не умею отказывать, если подготовка к съемке уже в процессе.
Такой минус тоже есть и с ним тоже нужно бороться. Я много писала о том, как понять, что клиент «не твой» на этапе переговоров.
Убеждала, что лучше не браться за заказы, если к ним не лежит душа по разным причинам.
Но часто бывают такие ситуации: вроде все хорошо. Договорились, стоимость обсудили, подробности тоже. Студию забронировали, собрали команду, вещи для съемки, и тут начинается…..желание клиента изменить концепцию, которая абсолютно не впихивается в рамки договоренностей; ответы через раз; долгое и нудное молчание, когда нужен срочный ответ; изменение даты и времени; полное непонимание того, что процесс «запущен» и изменить его стоит слишком дорого.
Никто не пострадает, если съемку отменить тогда, когда отменить её еще возможно. Иногда это просто необходимо сделать, потому что по многим причинам мне становится понятно, что я просто не смогу удовлетворить клиента. Неудовлетворяемый он в принципе, натура такая. Но тут вылезают эти муки совести и думаешь - ладно, будем мучаться, но работать. Ничего в этом нет хорошего и продуктивного. Разве что проверка на вшивость профессионализм. Закалка для фотографа. Тот случай, про который говорят: «фотограф должен уметь работать в экстремальных условиях». Конечно должен, но если есть выбор работать или не работать, то лучше выбрать второе.
Спасибо за то, что прочитали! 🌹
А как у вас? Есть какие-то ваши личные заморочки, которые мешают вам жить?)