Михаил. Леонидович Томилин г. Клин
В данной статье покажем, как русские названия рек и озер намеренно превращаются в пресловутые «балтские» и «финно-угорские» просто для подтверждения надуманных гипотез более о раннем заселении Русской равнины «балтскими» и «угро –финнскими» племенами.
Приведем несколько ярких примеров.
В «Топонимическом словаре географических названий России» 2008 года Евгения Михайловича Поспелова - советского и российского географа, специалиста в области топонимики и картографии, доктора географических наук, в которой он пишет о названии русской реки Волга: «Верхнее течение реки, находящееся в лесной зоне европейской части России известно, как Волга. Происхождение названия спорно. Наличие рек Волгайоки, Вольга (Волга), Волгома, озера Волгозеро в пространстве от Оки до Карелии позволяет предположить названия Волга какому - то вымершему финно – угорскому языку, но имеющаяся этимология неубедительна. Исходя из того, что верховье Волги находится в зоне, где широко представлена гидронимия балт. происхождения, предложена этимология из балт. ilg – «длинный долгий» и показан путь образования от этой основы др. русск. Волга (Торопов,2000)»
Как видим все, что угодно но только название не может принадлежать древним предкам русского народа.
Подавляющее большинство рек Русской равнины имеют славянские, русские названия. Хотя это некоторые исследователи и пытаются оспаривать. Особенно в тех случаях, когда у названия утерян смысл, но его легко восстановить, переведя с санскрита, языка ариев - индоевропейцев. Например, слово «вель» на санскрите означает границу, предел, речной берег. Исходя из этого, становится понятным название рек Велья, и Вельга.
Слово «валгу» в переводе с санскрита означает «приятный, прекрасный». А это и есть наша Волга.
В своем «Топонимическом словаре Московской области» 2000 года издания Евгений Поспелов писал: «В современном латышском языке lama имеет ряд значений - узкая длинная долина, а также маленький пруд, лужа».
В толковом же словаре «Живого великорусского языка» Владимира Даля есть такое объяснение: «ламывать, ломать, лам (наречие псковское и тверское), лом, дром - сухой хворост, коренья в лесу».
Писатель и краевед Михаил Пришвин писал: «Верховья лесной реки не только на лодке, но и пешком берегом часто не проходимы. Деревья валятся, и вода, как испуганная, бросается в сторону, там она опять подмывает другие деревья, всё заливается на широком пространстве сплошным ломом, заболачивается, и это непроходимое место реки здесь называется «лама» или «занаволока». Такой и является река Лама в своих истоках, в Шитьковских болотах, по которым и названа.
Лама - правый приток реки Шоши, которая упоминается в Лаврентьевской летописи под 1215 годом как река Шеша. Принято выводить это название от литовского слова sesupe, sasuola, что означает холодный, прохладный. При чём тут холодный? Есть правый приток Липни река Студенец, означающая реку со студёной водой.
У того же Владимира Даля есть разъяснение словам тверского наречия «шошелиться или шешелиться», которые означают мешкать, медлить. Шоша вбирала в себя реки, текущие с высот Клинско-Дмитровской гряды, и сама шла медленно по низине и несла свои воды в Волгу.
Название реки Сестры - Сестръ упоминается в жалованной грамоте царя Ивана Васильевича в 1497 году. В славяно -русском корнеслове языковеда, адмирала Александра Шишкова говорится о малоупотребительном глаголе «стру», говорящем, что река струится, течёт. У Владимира Даля в словаре находим, что «се» - местоимение или наречие указательное, означающее сей. То есть Сестра - это текущая, а Истра - истекающая. Но у автора топонимического словаря Евгения Поспелова название реки Сестры вызывает другие ассоциации: «Вероятнее всего, название имеет балтийское происхождение» у клинской Сестры в Ленинградской области есть тёзка Сестра, первое упоминание которой относится к 1323 г. По ней проходила граница Новгородской республики. Северная река Сестра впадает прямо в Финский залив. В новгородских писцовых книгах XV века она упоминается как Сестрия. Почему-то считается, что её название произошло от финского слова siestar, означающего чёрно- смородинная река. Но финны, собиратели грибов и ягод пришли на территорию нынешней Финляндии только в VIII-IX веках, а в России в то время уже существовало государство, Рюрик был призван в 862 году. Поэтому не финны давали названия этой реке.
В XVIII веке исток реки Сестры располагался в пяти верстах юго-восточнее, небольшого в то время (до строительства Екатерининского канала) озера Сенеж. Река Сестра текла восточнее, огибая озеро на расстоянии одной версты. Озеро Сенеж питало левый приток реки Сестры - реку Едомка, которая выходила из него и через версту впадала в реку Сестру. Название Едомка славянское, от слова еда, то есть озеро её съедало, питаясь её водами. Озеро Сенеж имело и другое название - Гущино, то есть располагалось в гуще леса, скрывалось лесом. Да и название Сенеж славяно-русское. Но Евгений Поспелов в своём топонимическом словаре пишет: «Название озера Сенеж образовано от гидронима финно-угорского типа Сеньга или Сенега, однако применение этого названия источниками не зафиксировано». Глубинное смысловое значение слова «сенеж» лингвисты относят к древнерусской легенде о «земном рае», «райском Древе Жизни». Ученые Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук в своем исследовании установили, что современное слово «сенеж» восходит к языку и верованиям древних славян и берет свое начало от древнерусского «сънежь», означающего «райское», «благодатное», «заветное», «осененное кущами», «находящееся под сенью». Современное слово «сенеж» символизирует «земной рай» по-древнеславянски, от себя добавим Сенеж составное слово из се –эта и неж – нежное, может быть вода мягкая была.
Евгений Поспелов и другие лингвисты полагают, что название Яуза может быть связано с аналогичным латышским словом auzaine в значении «стебель овса, ость, солома». По-нашему мнению, это слово притянуто за уши под неких мифических балтов, якобы населявших древние земли будущей Московской земли.
Историк Иван Забелин писал: «Имя реки Яуза в древнем монографическом языке в известном смысле может означать то же, что означают имена Вязьма, Вязёмка, Вязёма, Вяз, Уза, то есть вообще связь или вязь, союз одной местности с другой или, вернее, одного пути с другим, хотя бы по очень тонкому протоку, какой на самом деле представляет поток реки Яуза». Значит, три Вяза, как и правый приток Ламы Яуза, находились на торговых славянских путях. Яуза – я связываю, я «узу», как узы брака.
В «Топонимическом словаре географических названий России» 2008 года издания Е. Поспелов о этимологии названия реки Оки писал: «Известен ряд попыток объяснить гидроним Ока. .. из фин. Joki –« река» или марийск. aka, akai «старшая сестра» сейчас отвергаются. Позже название сопоставлялось с др. -верх. - нем. aha, c др. -верх. – нем ahe «вода», «река» (Фасмер III 127) (отметим словарь Фасмера – это идеологическое оружие против русского языка подробнее) В настоящее время получила распространение гипотеза о роисхожлении название Ока из балт. Языков( Торопов, 1986)»
Интересная версия названия Оки из статьи Анатолия Мармазова «Москва -река и Ока. К этимологии названий» https://proza.ru/2015/02/02/973: ««Оkas» в санскрите - жилище; приют, убежище, а так же родина. Когда-то существовал так называемый «Оковский»( волоковский) лес — лесной массив, который в Раннем Средневековье занимал Валдайскую возвышенность. «Повесть временных лет» описывает Оковский лес как своего рода географический центр Руси: «… Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг… Двина из того же леса вытекает и течет на север … Очень может быть, что это значение: «okas» - приют, убежище, родина.»
Кандидат исторических наук Светлана Жарникова приводит большой список рек междуречья Оки и Волги, соответствующих по названиям рекам из древнего индийского эпоса «Махабхарата». Великая русская река Волга вплоть до II века нашей эры носила имя «Ранха» или «Ра». В «Махабхарате» упоминается и река Ямуна - древнейшее название Оки. В междуречье Волги и Оки до сих пор есть реки Ямна, Ям, Има, Ямуга.
Кто давал названия географических объектов?
Ответ на этот вопрос позволяет получить новая наука ДНК- генеалогия, которая опирается на генетику, физическую химию и исторические науки. Одним из её создателей является русский учёный, доктор химических наук, наш современник Анатолий Клёсов: «ДНК-генеологией доказано, что для истории Русской равнины ключевое значение имеют культура шнуровой керамики и фатьяновская культура. Первая зародилась 5 500 лет назад и закончилась 4 800 лет назад, перейдя в фатьяновскую культуру, которая простиралась от территории современной Беларуси до Татарстана. Фатьяновцев исследователи никогда русами не называли только потому, что по понятиям многих историков славяне древними быть не могут. Якобы у славян и русских нет корней как у пришлых народов. Иначе говоря, древних предков у славян вообще и русских в частности нет и не было. Однако ДНК-анализ показал, что фатьяновцы принадлежат к гаплогруппе и являются прямыми предками современных русских соответствующего гаплотипа. Людей же фатьяновской культуры не называют древними русами только потому, что важные начальники исторических институтов не дали санкции на термин.»
Фактически же фатьяновцы, древние русы жили на землях, принадлежавших в разные времена более 4 800 лет назад. Они и дали названия местным рекам и озёрам.
Исследования А. Клесова подтверждают и совместные исследования российских, британских и эстонских ученых-генетиков. Результаты масштабного эксперимента, опубликованные в январском номере 2008 года в журнале The American Journal of Human Genetics. Исследуя материалы останков из древнейших захоронений Центральной и Южной России на Русской равнине, ученые установили, что «славянские племена освоили эти земли задолго до массового переселения на них в VII–IX веках основной части древних русских».
То есть земли Центральной и Южной России были заселены древними предками русских намного раньше возвращения на свою прародину славянских племен. «Согласно современным данным палеоклиматологии, антропологии, лингвистики, этнографии и других сопредельных наук на территориях европейского Севера России к моменту прихода славян проживали в основном потомки древнего индоевропейского населения, сохранившего архаичнейшие общеиндоевропейские культурные традиции, архаический тип лексики и архаический приледниковый антропологический европеоидный тип.( Их можно назвать «Изначальными ариями» - общность арийских племен до начала ухода части из них с севера Русской равнины.(автор))
Их контакт и взаимовлияние со славянскими группами, продвигавшимися на данные территории, были облегчены наличием близости языка, антропологического типа и многих культурных традиций, доставшихся и тем и другим от их общих индоевропейских предков.»(сборник научных статей кандидата исторических наук Светланы Жарниковой «АРХАИЧЕСКИЕ КОРНИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО СЕВЕРА» https://www.booksite.ru/fulltext/zharnik/text.pdf)
Написанное выше позволяет развенчать и еще один миф — о том, что московская земля и центр и север Русской равнины, якобы издревле были заселены пресловутыми «балтскими» и «угро-финнскими» племенами, а русские там — «пришельцы». Древние предки русского народа не пришельцы, а автохтонные, коренные жители Русской равнины, где они жили с незапамятных времен.