Продолжаю перепост статейного марафона.
Тема 6. "Мой первый клиент". Как это было? Помню ли его? Как себя чувствовала? Как старалась или не старалась.... Прямо сразу поняла - не помню...
Даже не знаю что и написать... После получения диплома я два месяца работала в школе, затыкала какие-то дыры, в том числе ходила в местное отделение присутствовать на допросах несовершеннолетних, сбежала оттуда (хоть и общалась с детками тепло и потом созванивались - окружение было так себе, работы как таковой не случилось). Потом работала в пилотном проекте соцзащиты. Тогда начинали эту сферу институционализировать. Начало нулевых, отрыжка девяностых (90-е - третья волна беспризорности в России - первая после Гражданской, вторая после Отечественной). Мы ходили по адресам, предлагали помочь оформить детей в кружки, позаниматься с психологом, получить пособия, рассмотреть возможность трудовой школы, да как свозить к психиатру, а нюхал ли клей или просто шатался ночью непойми с кем... Адмиралтейский район, Балты, Обводник, заброшенные промзоны, общаги, разруха, неустроенность, подвалы, тëмные лестницы с дырищами чтоб всë переломать. Шпалерная тогда была именно такой, как в городских легендах - улица, на которой снимали кино про послевоенный Берлин. Однажды попали в адрес, где общая комната была поделена занавесочками на квадраты - не меньше девяти "семейных гнëздышек". Но попадали нечасто. Почти все двери были закрыты, из-за них что-то бубнили, рявкали, молчали.... Если с инспектором - открывали и бубнили, рявкали, молчали. Жаловались, хотели устроить дитë на работу, в школе мол скучно уже (например в 13 лет...). Места для консультирования не было, помещения не успели отремонтировать, только людей набрать. Где-то на отшибе, у монтессорщиков, вежливо пустивших на часок, в Угловом переулке, на уголочке, рядышком с такими же юными начинателями радостно подобрала зайчику интересное для него единоборство, когда пришла в назначенное время вести за ручку в кружок - мне сказали, что его отправили в трудовую школу.
Ну вот как-то так... Потом меня взяли в обещанное соцзащитное учреждение, которое всë это пилотировало и стала я спокойно в приëмные часы консультировать. А также осваивать комплексные психолого-педагогические экспертизы. Поскольку это всë та же соцзащита - часто приходили люди со сложными историями и верой в то, что психолог решит их быстро и хорошо. Быстро - за 50 минут. И сам ещë. Очень много безысходности и безнадëги в этом было. Но в общем, мне удалось выработать умение тепло, бережно пояснять общие моменты работы психолога, еë ограничения и обозначать возможные пути работы с "мешком яблок", которые порой приносили.
Ещë коллеги предложили написать про курьëзы. Курьëзы были разные. Самый безопасный на мой взгляд - не вполне психологический и за рамками гарантированной конфиденциальности (чтоб точно не нарушить). Было там направление работы с жертвами деструктивных культов, которое вместе с суперспецом периодически рекламировали на радио. После такой рекламы и вообще на слово "Секты" бывало заходили желающие записаться в секту ( какую-нибудь).
Ещë запомнился мужчина без определëнного места жительства, который зашëл в мороз под 30 градусов и сидел, грелся, обставившись своими пакетами с нужным добром. Прочитал что "тут какая-то помощь" попросил ему помочь. Куда-нибудь пристроиться, а то холодно. Около часа все коллективно предлагали ему варианты, листали справочники ( которые сами же составляли и ежегодно обновляли -верифицировали), мужчина степенно давал объяснения - здесь был, не понравилось, строго, туда ходил, выгнали за пьянку, отсюда тоже... В какой-то момент мы поменялись ролями и стали уже за ним записывать - вот про эту обитель мы не знали, надо же, спасибо... В общем, когда тема исчерпалась, мужчина резюмировал, что всë понятно, можно будет попробовать по второму разу вот туда-то, ничего нового не появилось, я согрелся, спасибо. Туберкулëзом вроде никто не заразился.
Как-то так я начинала работать А, и ещë я параллельно подрабатывала (шушуть) ювелирным подмастерьем у подруги. Умею паять серебро...
#tobeok