Спектакль "Отрочество" в Пермском ТЮЗе поставлен по одноимённому произведению Л.Н. Толстого. Когда-то в школе абсолютно точно читала, но сейчас уже всё забылось, так что я смотрела, можно сказать, с "чистого листа".
Написала про "лист" и подумала, что это в каком-то смысле символический образ спектакля. Дело в том, что сама история рассказывается через воспоминания мальчика Николеньки (играет Александр Королëв), а воспоминания эти, очевидно, записаны в его детском альбоме или блокноте. Неслучайно детали на костюмах оформлены в виде штриховки, как будто персонажи нарисованы.
Сюжет строится вокруг смерти мамы. Когда она уходит на небо, пространство сцены обретает связь с потусторонним миром. Белый рояль на авансцене буквально отражается перевëрнутым чëрным роялем над сценой, который одновременно создаëт ощущение чего-то давлеющего своей тяжестью и связи с загробным миром.
Причём возникает не только чистое метафизическое впечатление, но и буквальная трактовка образа прямиком из детско-отроческого времени, когда воображение не ограничивалось вообще ничем. И если люди после смерти уходят на небо, то как они там могут ходить? Только вверх ногами, потому что небо – отражение земли. Или наоборот.
Образ мамы (играет Татьяна Гладнева) – это концентрация любви и нежности. Когда она уходит, герои чувствуют, что им чего-то не хватает. Причём самое точное определение даëт отец (которого играет Александр Шаров): "Чего-то".
В спектакле нарочито выставляется чинность и жеманство общества, причём подростки оказываются такой нелепой карикатурой (особенно чëтко это проявляется в сценах во время именин бабушки). На этом фоне простодушный и вызывающе нахальный Николенька выглядит одновременно искренним и странным. Есть ощущение, что он слегка (или даже совсем не слегка) не от мира сего. Но так, очевидно, проявляется его ранимая душа и творческая натура.
Словом, спектакль мне понравился. Всколыхнул некоторые личные воспоминания из этого возраста. Бывают иногда такие вещи, которые, как тебе казалось, случались только у тебя, а потом выясняется, что нечто похожее переживали многие, если не каждый вообще. И речь не столько о конкретных событиях, сколько об этапах становления, ощущениях и переживаниях.
Автор: Марина Щелканова