Несколько лет спустя после тех событий, которые я описывал в своей предыдущей статье, я стал директором компании. Вскоре до официального назначения на этот пост, мы столкнулись с клиентом, который мечтал стать Богом среди своих конкурентов. Он с заметной горячностью рассказал нам о своих планах, заплатил за ТЗ и пропал сразу после того, как мы его отправили. Мы звонили ему, но ответа так и не было.
Ожидая реакции этого клиента, мне позвонил знакомый из прошлой работы. Он искал программистов или надежную компанию, которая могла бы помочь им с разработкой. Мы встретились с ним и его техническим директором, обсудили проект и согласовали его на крупную сумму. Этот клиент был местным провайдером услуг, а его задачи включали разработку биллинговой системы, внешнего ресурса, чата и еще пары небольших задач.
В процессе разработки было несколько интересных моментов:
- Работа над биллинговой системой велась в огне. Мы были мотивированы завершить продукт, поскольку это был бы ценный кейс для нашей компании. Хоть я и был директором, я все равно писал код.
- Несколько наших программистов покинули компанию, что создавало проблемы, но мы все равно ни разу не просрочили сроки.
- Были сложности с работой сотрудниками клиента, которые отвечали за сервера – долго получали доступ, часто падали и т.д.
- Мы проводили много времени, продумывая архитектуру биллинга, выбирая среди различных подходов и практик, вели разговоры и дебаты.
- Частые встречи с клиентом были приятными, но отнимали много времени. На одной из встреч в кафе клиент пошутил, попросив официанта принести пачку денег для нас. Официант, не понимая шутки, впал в ступор, а мы все вместе засмеялись над ситуацией и его реакцией.
- В нашем офисе мы ввели свободное общение и создали приятную атмосферу, чтобы работать менее принужденно. Мы боялись, что разработчики могут выгореть из-за сложности проекта, и старались облегчить им работу.
- В нашей команде было несколько талантливых разработчиков, которые постоянно предлагали новаторские идеи и решения для улучшения биллинговой системы. Это позволило нам быть на переднем крае технологий и оптимизировать рабочий процесс. Команда стала действительно сплоченной, и каждый из нас был готов поддержать друг друга в любой ситуации.
- Мы также реализовали некоторые корпоративные мероприятия, чтобы развлечь наших сотрудников и показать им, что их работа ценится. Это включало в себя корпоративные обеды, спортивные соревнования и даже тематические вечеринки. Все это помогло поднять настроение в коллективе и улучшить общую атмосферу в офисе. Хотя в большинстве случаев вся наша команда обитала в кальянной :D
- В процессе работы над проектом, мы проводили регулярные встречи с клиентом для обсуждения хода работ и текущих задач. Это помогло нам избегать недоразумений и быть всегда на связи. Клиент высказывал свои предложения и пожелания, что позволяло нам более глубоко понимать его видение продукта и работать более продуктивно.
Все шло хорошо, но внезапно к нашему клиенту обратились представители другой компании, заявив, что Python – плохой язык для разработки, и предложив сделать все на PHP и WordPress быстрее и лучше. В итоге, клиент разорвал с нами договор, но без скандала и без возврата затраченных средств.
Я пытался выяснить подробности, но информации было очень мало и ничего конкретного. В конце концов, мы разорвали договор и взяли с клиента неустойку за проделанную работу, которая не была оплачена на данный период.
После этого случая, наконец, связался с нами первый клиент, который пропал в начале истории. С ним начался новый этап сложных времен в нашей компании. Но об этом я расскажу уже в следующей статье.
Таковы невероятные приключения программиста, которые продолжаются и в роли директора компании. Время от времени, на пути встречаются сложные ситуации и непредсказуемые клиенты, но мы на тот момент не планировали останавливаться.