Найти тему
Наталия Ефимова

В чем я не согласна с режиссером Кареном Шахназаровым и нашей творческой элитой

Мне хотелось бы поддержать Наталию Осс, которую, на мой взгляд, не услышали ни участники, ни главный герой программы "Право знать" Карен Шахназаров. С Наталией мы не знакомы, но я давно подписана на ее страницу в сети, многие ее мысли мне близки и понятны.

С Кареном Георгиевичем много лет назад судьба свела даже на одной лестничной площадке - в самый драматичный период его жизни. Вряд ли он это помнит, да и не нужно.

-2

Фильмы его люблю, смотрю с удовольствием. Но, мне кажется, есть художники (в широком смысле слова), которым лучше всего удается выразить свои идеи тем языком, которым они владеют лучше нас, простых смертных.

Простите за пример, другой пока в голову не приходит.

У Стивенсона наверняка не было никакого портрета Председателя, выполненного Перкинсом по просьбе принца Флоризеля. Но фильм не роман, авторы большие молодцы, и когда в кино принц показывает бывшим подельникам "Клетчатого", предупредив: "Сейчас я покажу вам портрет. Я предупреждаю вас, что это именно портрет. Во всяком случае, я прошу вас отнестись к нему, как к портрету", - все сразу узнают изображенного на нем человека и в ужасе готовы бежать кто куда, хоть на плаху.

-3
-4

Парализованные на ноги встают.

-5

Великая сила искусства.

А ведь художник предупреждал:

- Вы знаете мои работы, я по-другому вижу!

-6

Однако, если его видение мира готовы понять и принять, он попадает в точку.

-7

И результат налицо.

Хотя художник сомневался.

-8

- Я сделал всё, что мог.

*****

У меня вопрос к Карену Георгиевичу и его соратникам по цеху:

- А вы сделали, что могли?

Объясню, что именно я имею в виду.

Язык хорошего кино понятен всем.

Наталия Осс задала на передаче кинорежиссеру, на мой взгляд, простой вопрос, хоть и долго на него заходила:

- Вот уже больше года продолжается спецоперация. Огромное количество людей включено в этот процесс на фронте, здесь помогают, собирают деньги, в тылу женщины вяжут, шьют, готовят. Это большое народное - не побоюсь этого слова - движение. Мои близкие друзья в этом участвуют, дети пишут письма на фронт, наши ребята отвечают - это так трогательно. И при этом я наблюдаю, что культура на этот процесс отвечает совершенно не так... Неадекватно запросу, как мне кажется. Даже в количественном выражении. Есть в обществе запрос на произведения, которые отражают ситуацию, вот эту битву, конфликт идеологий, как все это ни назови. Есть запрос на кино, на спектакли, на пьесы, книги. А ответ - локальный, нишевый... Есть поэзия, которая прорвалась к большому зрителю. Но так чтобы масштабно, блокбастерно... Чтобы дрожали московские площадки премьерные... Такого ничего не происходит. Более того - мы наблюдаем существование параллельного культурного мейнстрима. Часть элиты уехала, часть занимается идеологическим обслуживанием самой себя. Или финансовым - когда снимаются сериалы про Дубай, про содержанок... Такие развлекательные вещи

Потом она ушла немного в сторону, вспомнив предложение Петра Толстого в Госдуме законодательно запретить уехавшим иноагентам продолжать зарабатывать на российском зрителе. И спросила:

- Нам нужна революция в культуре, когда контрэлита культурная могла прийти на их места или просто некому прийти? Или мы чего-то не знаем и на киностудиях варятся сценарии и в театрах готовятся пьесы?

Она напомнила, какой взлет культуре дали Великая Отечественная и гражданская, появилась своя контрэлита, а сейчас ничего подобного не происходит.

-9

- У нас, я заметил, большие претензии к культуре. Бесконечные, - ответил Карен Георгиевич. - Артисты убежали... У нас что - других проблем в стране нет? У нас в других областях всё нормально? У нас всё идеально везде?

Меньше всего я ожидала чего-то подобного. Человека спрашивают о том участке работе, на котором он - корифей, мастер, еще и руководитель огромного предприятия, выпускающего эту самую культурную продукцию. Я понимаю, если бы про кино спросили у директора завода по производству танков. Тот, кстати, наверняка бы ответил: "Давайте я лучше скажу про то, чем я непосредственно занимаюсь и за что отвечаю головой".

Судя по тому, как долго кинорежиссер разбирался с качеством заданного Наталией вопроса, он задел его за живое:

- Вот самое главное прям, что кто-то там - какой-то артист уехал куда-то, чего-то сказал... Это плохо. Я не оправдываю. Но, мне кажется, у нас много других серьезных проблем вообще в стране есть, которыми надо заниматься. Да, я часто слышу - вот кино, чего-то делаете... Вы знаете, это относится к тому, о чем я Василю говорил, к моему пониманию того, что происходит. Это в значительной степени гражданская война. Ну, про гражданскую войну очень трудно делать кино... Чтоб это было... Если вы помните, у нас в период гражданской войны никто ничего не писал. Понимаете? Ну, это трудно. Это люди одного характера, одного... Потом - литература, которая появилась после гражданской войны, даже в советское время. "Тихий Дон" Шолохова. Там еще неизвестно, кто прав - красные или белые. Это было опубликовано. Потому что это гражданское война. Это совсем другое.

Это другое, подумала я. И еще - сейчас напомнит, что все осмыслили и написали двадцать лет спустя.

- И, кстати, все лучшие произведения о гражданской войне были очень сложные. Их, кстати, публиковали. Почитайте Артема Веселого, почитайте Бабеля. Это были такие неоднозначные произведения.

Здесь я совсем сбилась с пути.

- В них показывалась сложность этой ситуации. Но они появились все-таки после. Поэтому, я думаю, это связано с тем, что в этих событиях много того, что называется гражданское противостояние. Оно не дает возможности... И мне кажется, и не надо, может быть. И не надо. И не надо сейчас. Потому что можно сильно напортить. Можно сильно напортить вообще в этой ситуации. Чем закончится эта история? Как она закончится? Может, придет - а я на это все-таки надеюсь, что может все-таки прийти к внутреннему пониманию Украины в необходимости союза с Россией. Я не говорю - вхождению в Россию, но к какому-то согласию. Может, это произойдет... И что мы тогда будем делать с этими фильмами, которых мы наклепаем про украинцев, как чистых монстров? Понимаете?

Ну, если "наклепаем" - то, конечно, подумала я.

И еще - о том, что в 1942 году зачем-то "наклепали" фильмы "Машенька" и "Парень из нашего города", в 1943-м - "Радугу", "Жди меня". И, кстати, "Актрису", где не было никаких монстров, а только артистка оперетты, которая искала свое место санитаркой в госпитале, а нашла во фронтовой бригаде. В 1944-м Эйзенштейн "наклепал" зачем-то "Ивана Грозного".

В сорок четвертом. Ни раньше, ни позже.Читала, что за годы Великой Отечественной было снято около 200 фильмов. И среди них немало шедевров, далеких от фронтовой темы.

Но в их основе была наша литература, наши идеалы, то, что называют "образ жизни". Сказать про фильм "Мечта" с Фаиной Раневской (1943 год) - "наклепали" я бы тоже не рискнула.

И тут Наталия шагнула в кипящую реку. Я поняла, о чем она говорит.

Жаль, что ее не поняли собеседники.

Она сказала, что на Украине всё не так, что там огромный массив произведений, которые "на их стороне. Абсолютно однозначно. И писатели, и..."

Карен Георгиевич отреагировал сразу:

- Потому что у Украины нет понимания, чтоб как-то сблизиться, их задача - полностью разорвать всё. А в наши задачи не входит полностью разорвать. В нашей задаче есть все-таки... попытаться найти с Украиной какой-то внутренний компромисс, который нас опять сведет вместе. Я всегда говорю - отдельный народ, но он очень близкий. Очень близкий. 300 лет вместе. И, как говорится, еще неизвестно, что будет. Может, этот народ через три года будет воевать на нашей стороне. С поляками. Кто знает? Кто знает? Может быть, эти самые люди будут потом на нашей стороне...

А здесь, кажется, про отдельных наших:

- У кого-то это - просто им наплевать. Есть противники. Безусловно. Но я имею в виду внутреннее это ощущение, мне кажется, присутствует в культуре. Поэтому можно сильно напортить, а делать в этот момент... Ну еще поэзия, она такая... Она быстрая. А роман? А фильм сделать?!

Я подумала о том, как снимали в сорок третьем "Два бойца".

Дмитрий Куликов включился:

- Ты вот сказала - блокбастерное. Если пользоваться этим словом, которое я не люблю - большие произведения, мощные появились ведь когда - через двадцать лет после Победы.

-10

Карен Георгиевич его поддержал.

- Раньше были, раньше, - попробовала защищаться Наталия.

- Что было раньше? Я сейчас конкретно о фильмах говорю, - резко сказал ведущий.

Шахназаров:

- Там была публицистика. И снимали, кстати, комедии, в основном.

Куликов:

- Когда писал Бондарев? Когда?

-11

Шахназаров:

- Да и Симонов тоже - большую прозу уже стал писать когда?

Куликов:

- Но я не к этому, Наташ. Меня другое напрягло. Мне есть, о чем подискутировать с Кареном Георгиевичем, это серьезный разговор на целую передачу. Но я хочу одно замечание вам, Наталия, сделать. Не персонально, а потому что это часто воспроизводящаяся ошибка. Я назову ее так.

И тут Дмитрий Евгеньевич сошел на крик, заметив - Шахназаров пять минут назад сказал про нацистский режим:

- И тут выходит Наталия. И говорит: "А у них вот там - вот как здорово!"

Не хочу воспроизводить дальнейший шум и крик, на мой взгляд, не имевший ровным счетом ничего с тем, о чем хотела сказать Наталия.

Я не могу себе представить, чтоб Куликов и Шахназаров не знали или хотя бы не догадывались о том, что бывший "Квартал-95" превратился в гигантскую пропагандистскую машину.

В коллективную Лени Рифеншталь. И Голливуд им в помощники пришел, не сомневаюсь. Мы видим лишь разъездной цирк на улицах европейских городов. Но не говорим о том, что там снимается кино, пишется музыка, создаются образы, которые должны объяснить миру - с размахом и мощью Лени Рифеншталь, как и за что они борются. Они делают из этого шоу для обывателя, который роняет слезы, верит. И встает на их сторону.

Их кино ездит по фестивалям, куда нам закрыта дорога (но есть ли нам что предъявить в ответ, случись обратное?), их крутят в сетях и по телевизору. Даже если это качество "Рэмбо" с нашими в Афганистане - "Рэмбо" работало, выполняло свою задачу. До сих пор крутят. И их Рэмбо с национальными особенностями тоже работает. Еще как! Но мы даже избегаем разговоров о том, что такое явление существует, налажено. И там мощные "культурные патроны" подносят и подносят.

Вчера Карен Георгиевич возмутился тем, что нашел в открытом доступе канал с голливудским кино. Не поругал фильм, который посмотрел - с Арнольдом Шварцегеннером. Но спросил - почему этот канал существует, не закрыт?

А у нас есть что противопоставить этому каналу - кроме "Золотой коллекции "Мосфильма"? Кроме "Звезды"?

Когда сняты фильмы, которые там идут?

Нам надо двадцать лет подождать? Да я не доживу.

Не мне объяснять Мастеру, что блокбастер можно сделать из судьбы одного маленького человека, который говорит от имени целого приходящего нам на смену поколения. Так было в фильме "Курьер".

Блокбастер можно сделать, рассказав историю двух товарищей на фронте - о том, кого они любили, какие песни пели, чего ждали, на что надеялись, во что верили... "Два бойца".

Я продолжать не буду. Вы и без меня назовете.

О том, что мы можем предложить миру, в 1936 году рассказал фильм "Цирк":

- В нашей стране любят всех ребятишек. Рожайте себе на здоровье, сколько хотите: чёрненьких, беленьких, красненьких, хоть голубых, хоть розовых в полосочку, хоть серых в яблочках, пожалуйста!

И это была наша борьба с надвигающимся нацизмом, наше послание миру, которое не надо отдельно расшифровывать жителю Африки или Латинской Америки. Оно было понятно всем.

-12
-13
-14
-15
-16
Колыбельную поют на самых разных языках.
Колыбельную поют на самых разных языках.
-18
-19
Кажется, на немецком... Подумала я. Но друг подсказал, что это Соломон Михоэлс поет на идиш. Спасибо за помощь!
Кажется, на немецком... Подумала я. Но друг подсказал, что это Соломон Михоэлс поет на идиш. Спасибо за помощь!
-21

Африканец, как ни удивительно, поет на русском языке:

Сто путей,
Сто дорог,
Для тебя открыты.

-22

Таким может быть послание к миру.

-23

Сколько разговоров ведут наши работники культуры о том, что мы не включаем "мягкую силу", не работаем с нашими возможными сторонниками за рубежом.

А люди, которые сейчас трудятся в "Русских домах" в тяжелейших условиях - на губах должны натренькать, что Россия поняла свои ошибки, что чувствует свою вину за то, что ушла и бросила 30 лет назад тех, кого когда-то вдохновила и поддержала, о том, что поднялась, расправила крылья и возвращается?

Или сейчас не время? Двадцать лет подождем?

*****

Художник Перкинс в фильме про принца Флоризеля сделал для борьбы со злом и для победы справедливости в тысячу раз больше, чем вся наша творческая элита вместе взятая сегодня и сейчас.

Очень жаль, что они этого не поняли.

А не поняли, на мой взгляд, потому что не определились. И этот упрек Карену Георгиевичу нужно в первую очередь адресовать самому себе, прежде чем говорить об этом с экрана Главнокомандующему и тем, кто сейчас на переднем крае, включая бабушек, которые вяжут носки, девушек, которые делают маскировочные сети и окопные свечи, и детей, которые рисуют открытки воинам.

Я видела, как у мужчин в камуфляже наворачиваются слезы.

Но не видела ни одного фильма о том, что чувствую все эти годы я и моя Родина, моя большая прекрасная страна, мой Русский мир, включающий в себя все народы России - которому плюют в лицо, унижают, оскорбляют, которому душу режут по живому каждый день, каждый час и придумывают, чем бы еще ранить так, чтоб уже не зажило!

Без всяких монстров - киноленту о чувствах одного простого человека, которые стали бы близки и понятны миру, который напряженно смотрит в нашу сторону и думает, а можно ли поверить нам сейчас, на каком основании - снять нельзя?

Или осмыслить это невозможно, время еще не пришло?

Но больно-то мне сегодня! Здесь и сейчас.

Карен Георгиевич вчера сказал, что канал Мосфильма, пожалуй, единственный не снесли с ютуба и назвал цифры просмотров - от 300 миллионов до миллиарда...


С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц