Мне хотелось бы поддержать Наталию Осс, которую, на мой взгляд, не услышали ни участники, ни главный герой программы "Право знать" Карен Шахназаров. С Наталией мы не знакомы, но я давно подписана на ее страницу в сети, многие ее мысли мне близки и понятны.
С Кареном Георгиевичем много лет назад судьба свела даже на одной лестничной площадке - в самый драматичный период его жизни. Вряд ли он это помнит, да и не нужно.
Фильмы его люблю, смотрю с удовольствием. Но, мне кажется, есть художники (в широком смысле слова), которым лучше всего удается выразить свои идеи тем языком, которым они владеют лучше нас, простых смертных.
Простите за пример, другой пока в голову не приходит.
У Стивенсона наверняка не было никакого портрета Председателя, выполненного Перкинсом по просьбе принца Флоризеля. Но фильм не роман, авторы большие молодцы, и когда в кино принц показывает бывшим подельникам "Клетчатого", предупредив: "Сейчас я покажу вам портрет. Я предупреждаю вас, что это именно портрет. Во всяком случае, я прошу вас отнестись к нему, как к портрету", - все сразу узнают изображенного на нем человека и в ужасе готовы бежать кто куда, хоть на плаху.
Парализованные на ноги встают.
Великая сила искусства.
А ведь художник предупреждал:
- Вы знаете мои работы, я по-другому вижу!
Однако, если его видение мира готовы понять и принять, он попадает в точку.
И результат налицо.
Хотя художник сомневался.
- Я сделал всё, что мог.
*****
У меня вопрос к Карену Георгиевичу и его соратникам по цеху:
- А вы сделали, что могли?
Объясню, что именно я имею в виду.
Язык хорошего кино понятен всем.
Наталия Осс задала на передаче кинорежиссеру, на мой взгляд, простой вопрос, хоть и долго на него заходила:
- Вот уже больше года продолжается спецоперация. Огромное количество людей включено в этот процесс на фронте, здесь помогают, собирают деньги, в тылу женщины вяжут, шьют, готовят. Это большое народное - не побоюсь этого слова - движение. Мои близкие друзья в этом участвуют, дети пишут письма на фронт, наши ребята отвечают - это так трогательно. И при этом я наблюдаю, что культура на этот процесс отвечает совершенно не так... Неадекватно запросу, как мне кажется. Даже в количественном выражении. Есть в обществе запрос на произведения, которые отражают ситуацию, вот эту битву, конфликт идеологий, как все это ни назови. Есть запрос на кино, на спектакли, на пьесы, книги. А ответ - локальный, нишевый... Есть поэзия, которая прорвалась к большому зрителю. Но так чтобы масштабно, блокбастерно... Чтобы дрожали московские площадки премьерные... Такого ничего не происходит. Более того - мы наблюдаем существование параллельного культурного мейнстрима. Часть элиты уехала, часть занимается идеологическим обслуживанием самой себя. Или финансовым - когда снимаются сериалы про Дубай, про содержанок... Такие развлекательные вещи
Потом она ушла немного в сторону, вспомнив предложение Петра Толстого в Госдуме законодательно запретить уехавшим иноагентам продолжать зарабатывать на российском зрителе. И спросила:
- Нам нужна революция в культуре, когда контрэлита культурная могла прийти на их места или просто некому прийти? Или мы чего-то не знаем и на киностудиях варятся сценарии и в театрах готовятся пьесы?
Она напомнила, какой взлет культуре дали Великая Отечественная и гражданская, появилась своя контрэлита, а сейчас ничего подобного не происходит.
- У нас, я заметил, большие претензии к культуре. Бесконечные, - ответил Карен Георгиевич. - Артисты убежали... У нас что - других проблем в стране нет? У нас в других областях всё нормально? У нас всё идеально везде?
Меньше всего я ожидала чего-то подобного. Человека спрашивают о том участке работе, на котором он - корифей, мастер, еще и руководитель огромного предприятия, выпускающего эту самую культурную продукцию. Я понимаю, если бы про кино спросили у директора завода по производству танков. Тот, кстати, наверняка бы ответил: "Давайте я лучше скажу про то, чем я непосредственно занимаюсь и за что отвечаю головой".
Судя по тому, как долго кинорежиссер разбирался с качеством заданного Наталией вопроса, он задел его за живое:
- Вот самое главное прям, что кто-то там - какой-то артист уехал куда-то, чего-то сказал... Это плохо. Я не оправдываю. Но, мне кажется, у нас много других серьезных проблем вообще в стране есть, которыми надо заниматься. Да, я часто слышу - вот кино, чего-то делаете... Вы знаете, это относится к тому, о чем я Василю говорил, к моему пониманию того, что происходит. Это в значительной степени гражданская война. Ну, про гражданскую войну очень трудно делать кино... Чтоб это было... Если вы помните, у нас в период гражданской войны никто ничего не писал. Понимаете? Ну, это трудно. Это люди одного характера, одного... Потом - литература, которая появилась после гражданской войны, даже в советское время. "Тихий Дон" Шолохова. Там еще неизвестно, кто прав - красные или белые. Это было опубликовано. Потому что это гражданское война. Это совсем другое.
Это другое, подумала я. И еще - сейчас напомнит, что все осмыслили и написали двадцать лет спустя.
- И, кстати, все лучшие произведения о гражданской войне были очень сложные. Их, кстати, публиковали. Почитайте Артема Веселого, почитайте Бабеля. Это были такие неоднозначные произведения.
Здесь я совсем сбилась с пути.
- В них показывалась сложность этой ситуации. Но они появились все-таки после. Поэтому, я думаю, это связано с тем, что в этих событиях много того, что называется гражданское противостояние. Оно не дает возможности... И мне кажется, и не надо, может быть. И не надо. И не надо сейчас. Потому что можно сильно напортить. Можно сильно напортить вообще в этой ситуации. Чем закончится эта история? Как она закончится? Может, придет - а я на это все-таки надеюсь, что может все-таки прийти к внутреннему пониманию Украины в необходимости союза с Россией. Я не говорю - вхождению в Россию, но к какому-то согласию. Может, это произойдет... И что мы тогда будем делать с этими фильмами, которых мы наклепаем про украинцев, как чистых монстров? Понимаете?
Ну, если "наклепаем" - то, конечно, подумала я.
И еще - о том, что в 1942 году зачем-то "наклепали" фильмы "Машенька" и "Парень из нашего города", в 1943-м - "Радугу", "Жди меня". И, кстати, "Актрису", где не было никаких монстров, а только артистка оперетты, которая искала свое место санитаркой в госпитале, а нашла во фронтовой бригаде. В 1944-м Эйзенштейн "наклепал" зачем-то "Ивана Грозного".
В сорок четвертом. Ни раньше, ни позже.Читала, что за годы Великой Отечественной было снято около 200 фильмов. И среди них немало шедевров, далеких от фронтовой темы.
Но в их основе была наша литература, наши идеалы, то, что называют "образ жизни". Сказать про фильм "Мечта" с Фаиной Раневской (1943 год) - "наклепали" я бы тоже не рискнула.
И тут Наталия шагнула в кипящую реку. Я поняла, о чем она говорит.
Жаль, что ее не поняли собеседники.
Она сказала, что на Украине всё не так, что там огромный массив произведений, которые "на их стороне. Абсолютно однозначно. И писатели, и..."
Карен Георгиевич отреагировал сразу:
- Потому что у Украины нет понимания, чтоб как-то сблизиться, их задача - полностью разорвать всё. А в наши задачи не входит полностью разорвать. В нашей задаче есть все-таки... попытаться найти с Украиной какой-то внутренний компромисс, который нас опять сведет вместе. Я всегда говорю - отдельный народ, но он очень близкий. Очень близкий. 300 лет вместе. И, как говорится, еще неизвестно, что будет. Может, этот народ через три года будет воевать на нашей стороне. С поляками. Кто знает? Кто знает? Может быть, эти самые люди будут потом на нашей стороне...
А здесь, кажется, про отдельных наших:
- У кого-то это - просто им наплевать. Есть противники. Безусловно. Но я имею в виду внутреннее это ощущение, мне кажется, присутствует в культуре. Поэтому можно сильно напортить, а делать в этот момент... Ну еще поэзия, она такая... Она быстрая. А роман? А фильм сделать?!
Я подумала о том, как снимали в сорок третьем "Два бойца".
Дмитрий Куликов включился:
- Ты вот сказала - блокбастерное. Если пользоваться этим словом, которое я не люблю - большие произведения, мощные появились ведь когда - через двадцать лет после Победы.
Карен Георгиевич его поддержал.
- Раньше были, раньше, - попробовала защищаться Наталия.
- Что было раньше? Я сейчас конкретно о фильмах говорю, - резко сказал ведущий.
Шахназаров:
- Там была публицистика. И снимали, кстати, комедии, в основном.
Куликов:
- Когда писал Бондарев? Когда?
Шахназаров:
- Да и Симонов тоже - большую прозу уже стал писать когда?
Куликов:
- Но я не к этому, Наташ. Меня другое напрягло. Мне есть, о чем подискутировать с Кареном Георгиевичем, это серьезный разговор на целую передачу. Но я хочу одно замечание вам, Наталия, сделать. Не персонально, а потому что это часто воспроизводящаяся ошибка. Я назову ее так.
И тут Дмитрий Евгеньевич сошел на крик, заметив - Шахназаров пять минут назад сказал про нацистский режим:
- И тут выходит Наталия. И говорит: "А у них вот там - вот как здорово!"
Не хочу воспроизводить дальнейший шум и крик, на мой взгляд, не имевший ровным счетом ничего с тем, о чем хотела сказать Наталия.
Я не могу себе представить, чтоб Куликов и Шахназаров не знали или хотя бы не догадывались о том, что бывший "Квартал-95" превратился в гигантскую пропагандистскую машину.
В коллективную Лени Рифеншталь. И Голливуд им в помощники пришел, не сомневаюсь. Мы видим лишь разъездной цирк на улицах европейских городов. Но не говорим о том, что там снимается кино, пишется музыка, создаются образы, которые должны объяснить миру - с размахом и мощью Лени Рифеншталь, как и за что они борются. Они делают из этого шоу для обывателя, который роняет слезы, верит. И встает на их сторону.
Их кино ездит по фестивалям, куда нам закрыта дорога (но есть ли нам что предъявить в ответ, случись обратное?), их крутят в сетях и по телевизору. Даже если это качество "Рэмбо" с нашими в Афганистане - "Рэмбо" работало, выполняло свою задачу. До сих пор крутят. И их Рэмбо с национальными особенностями тоже работает. Еще как! Но мы даже избегаем разговоров о том, что такое явление существует, налажено. И там мощные "культурные патроны" подносят и подносят.
Вчера Карен Георгиевич возмутился тем, что нашел в открытом доступе канал с голливудским кино. Не поругал фильм, который посмотрел - с Арнольдом Шварцегеннером. Но спросил - почему этот канал существует, не закрыт?
А у нас есть что противопоставить этому каналу - кроме "Золотой коллекции "Мосфильма"? Кроме "Звезды"?
Когда сняты фильмы, которые там идут?
Нам надо двадцать лет подождать? Да я не доживу.
Не мне объяснять Мастеру, что блокбастер можно сделать из судьбы одного маленького человека, который говорит от имени целого приходящего нам на смену поколения. Так было в фильме "Курьер".
Блокбастер можно сделать, рассказав историю двух товарищей на фронте - о том, кого они любили, какие песни пели, чего ждали, на что надеялись, во что верили... "Два бойца".
Я продолжать не буду. Вы и без меня назовете.
О том, что мы можем предложить миру, в 1936 году рассказал фильм "Цирк":
- В нашей стране любят всех ребятишек. Рожайте себе на здоровье, сколько хотите: чёрненьких, беленьких, красненьких, хоть голубых, хоть розовых в полосочку, хоть серых в яблочках, пожалуйста!
И это была наша борьба с надвигающимся нацизмом, наше послание миру, которое не надо отдельно расшифровывать жителю Африки или Латинской Америки. Оно было понятно всем.
Африканец, как ни удивительно, поет на русском языке:
Сто путей,
Сто дорог,
Для тебя открыты.
Таким может быть послание к миру.
Сколько разговоров ведут наши работники культуры о том, что мы не включаем "мягкую силу", не работаем с нашими возможными сторонниками за рубежом.
А люди, которые сейчас трудятся в "Русских домах" в тяжелейших условиях - на губах должны натренькать, что Россия поняла свои ошибки, что чувствует свою вину за то, что ушла и бросила 30 лет назад тех, кого когда-то вдохновила и поддержала, о том, что поднялась, расправила крылья и возвращается?
Или сейчас не время? Двадцать лет подождем?
*****
Художник Перкинс в фильме про принца Флоризеля сделал для борьбы со злом и для победы справедливости в тысячу раз больше, чем вся наша творческая элита вместе взятая сегодня и сейчас.
Очень жаль, что они этого не поняли.
А не поняли, на мой взгляд, потому что не определились. И этот упрек Карену Георгиевичу нужно в первую очередь адресовать самому себе, прежде чем говорить об этом с экрана Главнокомандующему и тем, кто сейчас на переднем крае, включая бабушек, которые вяжут носки, девушек, которые делают маскировочные сети и окопные свечи, и детей, которые рисуют открытки воинам.
Я видела, как у мужчин в камуфляже наворачиваются слезы.
Но не видела ни одного фильма о том, что чувствую все эти годы я и моя Родина, моя большая прекрасная страна, мой Русский мир, включающий в себя все народы России - которому плюют в лицо, унижают, оскорбляют, которому душу режут по живому каждый день, каждый час и придумывают, чем бы еще ранить так, чтоб уже не зажило!
Без всяких монстров - киноленту о чувствах одного простого человека, которые стали бы близки и понятны миру, который напряженно смотрит в нашу сторону и думает, а можно ли поверить нам сейчас, на каком основании - снять нельзя?
Или осмыслить это невозможно, время еще не пришло?
Но больно-то мне сегодня! Здесь и сейчас.
Карен Георгиевич вчера сказал, что канал Мосфильма, пожалуй, единственный не снесли с ютуба и назвал цифры просмотров - от 300 миллионов до миллиарда...