У светлого праздника Воскресения Христова много традиций, в том числе традиция красить яйца, печь куличи и готовить творожную пасху, а накануне праздника приносить их в храм для освящения. Нет сомнений, что сопутствующие этой прекрасной традиции атрибуты должны быть необыкновенными и красивыми.
Несколько лет назад мы с сестрой задумали обзавестись корзинами, в которых было бы удобно приносить в церковь на освящение пасхальные куличи и яйца. Подходящие нам корзины я нашла среди изделий мастерской ООО "Балтийская лоза". В выбранных корзинах нам понравилось всё: размер, дизайн, эргономичность, качество и то, что корзины эти можно превратить в эксклюзивные. Кстати, когда корзины приехали ко мне из Ленинградской области, я несказанно обрадовалась, тут же стала звонить сестре - оказалось, что диаметр выреза под кулич во вкладышах-подставках соответствует диаметру выпекаемых в моих формах куличей идеально, с точностью до миллиметра - вот такое удивительное совпадение! (Мы с сестрой любим говорить, что "всё делается само" - это одна из классных иллюстраций данного наблюдения.)
Примечание. Художественно-экспертным советом по народным художественным промыслам Ленинградской области от 22.11.2017 года более 165 наименований изделий этого предприятия признаны изделиями народного художественного промысла в местах его традиционного бытования. "В месте слияния Немана и Нериса издавна выращивали лозу целыми хуторами. Сама природа, величественная и спокойная дарит ежегодно длинную, гибкую и послушную балтийскую иву" (информация с официального сайта ООО "Балтийская лоза" - balticloza.com).
Фанерные подставки-вкладыши в корзины, как выяснилось во время нашего разговора, мы вдвоём, одновременно, представили в золотом исполнении. И, поскольку речь шла о Празднике праздников, золото в нашем представлении было самым что ни на есть настоящим, то есть сусальным золотом. И мы так загорелись этой идеей! Тем более, что у сестры "в закромах" имелось то самое сусальное золото (счёт времени хранения у неё этого золота уже за несколько десятилетий перевалил - сейчас написала это и подумала, что чего у нас дома только нет...) в виде 30 тончайших листов, уложенных между бумажными страницами, похожими на кальку, в маленькую книжку размером 8 х 8 см. Точнее, золото очень высокой пробы буквально накатано на тонкую бумагу и бумагой же проложено:
Примечание. Существует недорогая имитация сусального золота - поталь. Этот материал совсем не содержит драгоценного металла, и для непрофессионала от золота почти неотличим ни в обращении, ни по внешнему виду. Поталь-фольга продаётся в виде листов, роликов и хлопьев. Но на поталь для золочения пасхальной корзины мы не рассчитывали, потому что со временем она темнеет и окисляется, даже если на неё нанесено защитное покрытие. А ведь хочется же эти позолоченные корзины как раритет по наследству передавать!
Профессиональные методы золочения сестра не рассматривала. Она осведомлена в этом вопросе ещё со времён художественной школы и решила, что для наших целей вполне подойдёт метод для любителей, причём метод матового золочения, поскольку тщательно подготавливать деревянную поверхность, а затем полировать золото до зеркального блеска специальным инструментом (он называется агатовый зубок) не предполагалось.
Фанерный вкладыш в пасхальную корзину был её руками отшлифован мелкой шкуркой, затем на места золочения - выжженные буквы ХВ в растительном орнаменте на дне корзины и верхнюю поверхность фанерного вкладыша - с помощью соответствующих кистей нанесена в качестве грунта жидкая глина красно-коричневого цвета. Покрытие из такой глины высыхает так же быстро, как обыкновенная гуашь.
Затем на загрунтованные глиной деревянные поверхности был нанесён специальный клей на водной основе (водно-акриловый, его ещё называют молочком для золочения), с которым, по достижении им технологической липкости через несколько минут, хорошо сцеплялось сусальное золото. А дальше просто нужно было аккуратно, слегка внахлёст, прижимать листы сусального золота на бумаге к клеевому покрытию. Руками к листкам сусального золота не прикасаются, иначе они будут безнадёжно испорчены, поскольку прилипнут к подушечкам пальцев, поэтому золото переводилось на клеевую поверхность именно с бумажных листов, как переводные картинки.
Примечание. Профессионалы для золочения используют специальный инструмент - лампензель. Так называется специальная кисть для переноса золота на подушку позолотчика или поверхность.
Сестре лампензель не понадобился. Сусальное золото хорошо сходило с бумаги на клеевую поверхность, при этом на бумажной основе кое-где оставались золотые островки:
Таким образом были оформлены обе корзины.
Донья корзин с обеих сторон были покрыты шеллаком - это разумно с точки зрения эксплуатации, чтобы можно было их протирать до и после транспортировки куличей. А вот позолоченные поверхности подставок решено было оставить как есть, потому что абразивно-стойкое лаковое покрытие, которым можно было бы защитить этот мягкий металл, "съедает" золотой блеск и то самое благородство, которым обладает матовое покрытие из сусального золота. Всё-таки позолоченными вкладышами-подставками в корзины мы будем пользоваться всего раз в году, а если где-то золото и подсотрётся слегка, то сестра пообещала, что без проблем восстановит.
Для этих раритетных корзин нужно было найти в продаже или создать самим (потому что своими руками мы умеем и шить, и вышивать, и вязать, но на это, к сожалению, по нашей сегодняшней жизни совсем нет времени) высококлассные салфетки, чтобы накрыть содержимое корзин до момента освящения. К позолоченным внутри корзинам идеально подошли бы золотошвейные изделия, верно? Нашла подходящие салфетки среди изделий мастерской и магазина "Крестильное" (официальный сайт - krestilnoe.ru):
Примечание. Про свои куличи я написала в прошлом году в статье Пасхальный кулич-кекс бездрожжевой: рецепт и идеи по украшению (ссылка кликабельна). В этом году традиционно испекла три кулича (у меня три одинаковых формы): один с глазурью (младший сын считает, что пасхальный кулич без глазури - это не кулич) и шоколадным декором в виде цветущей вербы (ивы), один - для сестры - с посыпкой нетающей сахарной пудрой, а один без всего, как любят родители. Два из трёх куличей на фото выше. Творожную пасху из своего кислотно-сычужного творога я тоже делаю, но освящать в храм мы её не носим, потому что рецепт необычный, требующий заморозки, а размораживается она утром, в светлый праздник Воскресения Христова (рецепт здесь - ссылка кликабельна).
Вот так сбылась наша мечта - стать обладательницами эксклюзивных пасхальных корзин, которые можно передавать по наследству. А у сестры, кроме сусального золота, ещё и сусальное серебро имеется (она им до сих пор только ручки у неординарной домашней мебели декорировала) - думаем теперь, куда применить, для какой такой семейной традиции.
P. S. Через год после золочения вкладышей в корзинки, весной 2024, мы обзавелись серебряными подсвечниками в куличи (создает эти чудесные подсвечники ювелирная компания "Астра"), под тонкую свечку, вот такими:
Теперь у нас полный комплект!
Если эта статья была для вас полезной или просто интересной, то дайте мне об этом знать - поставьте лайк. Пишите комментарии, делитесь своими мнениями и опытом. Благодарю сердечно! И буду рада видеть вас снова на своём канале - подписывайтесь.