Найти тему

Продолжаем блуждать вдоль берегов Северной Америки в поисках Северо-Западного прохода

Изучая мировую историю путешествий, у меня сложилось устойчивое мнение, что отнюдь не открытие морского пути в Индию, не открытие Америки или даже Кругосветное путешествие, а поиск Северо-западного прохода оказался самым сложным предприятием в части географических открытий. Действительно, если взглянуть на карту у северного побережья Канады, то в глазах начинает рябить от того количества островов, которые там сосредоточены. Вот сегодня у нас и будет еще одна публикация по стопам открывателей этого морского пути. Причем, если взглянуть на современную карту, то на ней легко обнаружить Море Баффина к западу от Гренландии. А еще более внимательные заметят Баффинову землю.

Баффинова земля и Море Баффина
Баффинова земля и Море Баффина

А ведь Баффинова земля огромна. С ее площадью более чем 0,5 миллиона кв. км она, например, в 7 (!) раз больше крупнейшего российского острова Сахалин и в 6 (!) раз больше архипелага Новая Земля. Более того, Баффинова земля пусть и совсем немного, но больше, чем Испания! И в 1,5 раза больше Германии! Вот такая огромная территория.

Баффинова земля. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Баффинова земля. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Итак, Уильям Баффин. О его детстве и молодости известно очень немного. Родился он в Лондоне, но по некоторым источникам мог иметь корни в Уэльсе и даже в Ирландии. В первый раз в рассматриваемом регионе он оказался в 1612 году в составе экспедиции Джеймса Халла (Холла). Этот датский капитан уже на протяжении нескольких дет исследовал западное побережье Гренландии. Еще в первом десятилетии XVII века по его словам в Гренландии были обнаружены залежи серебра. Последующие экспедиции нием хорошим не закончились, а в 1612 году Халл и вовсе был убит в стычке с эскимосами.

Вот в составе его экспедиции Баффин и оказался впервые в зоне поисков Северо-Западного прохода. После смерти Халла он на какое-то время отходит от поиска новых земель и совершения новых открытий, занимаясь китобойным промыслом, пока в 1615 году не находится еще один исследователь Роберт Байлот, цель которого состояла именно в поисках Северо-западного прохода. Байлот, кстати, входил в экспедицию Томаса Баттона, о которой у нас уже был рассказ. Прочитать его можно здесь:

30 мая 1615 года судно, на котором Баффин был штурманом, открыло небольшой остров Резольюшен к северу от Лабрадора.

Остров Резольюшен. Яндекс.Карты
Остров Резольюшен. Яндекс.Карты

Мореплаватели продвигаются дальше, исследуют Гудзонов пролив и Гудзонов залив, после чего приходят к выводу, что Северо-западный проход следует искать лишь пройдя к востоку от вновь открытой большой земли.

Баффинова земля к северу от острова Резольюшен. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Баффинова земля к северу от острова Резольюшен. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В 1616 году мореплаватели вернутся в эти места и через пролив Дэвиса продвинутся на север гораздо дальше, чем когда это сделал сам Дэвис. Вспомнить то путешествие можно здесь:

Считается, что именно во время похода 1616 года были открыты знаменитые проливы, которые отделяют остров Девон от Баффиновой земли - пролив Ланкастера, а также остров Девон от острова Элсмир - пролив Джонс.

-5

Казалось бы оставалось всего ничего - пройти около 1350 км по проливу Ланкастера и следующими за ним проливами:

Пролив Ланкастер. Яндекс.Карты
Пролив Ланкастер. Яндекс.Карты

Но надо ж понимать, то это Арктика. В общем, судьба оказалась не очень благосклонна к мореплавателям. Проход был забит льдом, пройти дальше им не удалось. Но даже то, что было сделано, внесло большой вклад в изучение этих районов.

Фактически экспедиция открыла Северо-западный проход, но, не сумев им пройти, закрыла вопрос на долгие 200 лет. Более того, описание берегов новых земель потенциальных проливов вообще сочли фантастикой и долгое время на картах они отмечены не были.

Вот такая история еще одной экспедиции. Спасибо, что читаете и подписываетесь на мой канал. До встречи на новых публикациях!