Найти тему
1520. Все о путешествиях

Это навсегда в биографии Белозерова: РЖД снесли в центре Москвы здание начала XX века

Оглавление

В РЖД продолжают избавляться от исторических зданий по всей стране. На этот раз пострадало здание на Рижском вокзале. Когда-то это был механический пост централизации. Затем башня находилась в центре музейной экспозиции. Сейчас на его месте лишь обломки.

Пост централизации на Рижском вокзале незадолго до сноса. Фото: Архнадзор
Пост централизации на Рижском вокзале незадолго до сноса. Фото: Архнадзор

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520today.ru.

Последнее подобное сооружение

Пост механической централизации был построен вместе с ансамблем Рижского вокзала в 1900–1901 годах. Это было единственное уцелевшее сооружение подобного типа на всей Московско-Виндавской железной дороге, памятник инженерной мысли и железнодорожной архитектуры, писал в прошлом году «Архнадзор».

Организация поясняла, что назначение таких постов – централизованное (то есть осуществляемое из одной точки) управление переключением стрелок и связанных с ними сигналов в процессе подготовки маршрута для приема или отправления поезда.

Здания поста централизации на Рижском вокзале. Историческая иллюстрация
Здания поста централизации на Рижском вокзале. Историческая иллюстрация

Здание поста было обильно украшено архитектурными элементами, характерными для стиля модерн и для архитектурного ансамбля Московско-Виндавской железной дороги.

Японцы ушли, снос продолжился

Власти Москвы и РЖД в последние годы несколько раз меняли планы относительно Рижского вокзала. Изначально перевозчик хотел построить сразу за путями вокзала офисно-жилой комплекс для нужд компании. Сам вокзал при этом планировалось не трогать. Застройщиком должна была стать японская компания Nikken Sekkei.

Проект офисно-жилого комплекса РЖД
Проект офисно-жилого комплекса РЖД

Параллельно с этим Рижский вокзал решили включить в систему Московских центральных диаметров. В рамках этой работы в 2021 году с вокзала убрали поезда дальнего следования, которые ходили из Москвы в Великие Луки и Псков, – их перенесли на Белорусский вокзал и запустили другим маршрутом, увеличив тем самым время в пути на два часа. Поезд Москва – Рига к тому времени уже был отменен из-за пандемии. В 2022 году с Рижского вокзала вывезли экспонаты музея железнодорожной техники, а в марте 2023 года перевели на Курский вокзал оставшиеся электрички, включая «Ласточку» Москва – Муравьево, которая была запущена после открытия Ржевского мемориала и формально считается поездом дальнего следования.

За это время РЖД пришлось отказаться от строительства офиса – японская фирма не хочет работать в России. Да и, вероятно, денег уже нет, писал «Коммерсант» в марте 2023 года. Тем не менее, это не помешало развернуть большую стройку на Москве-Рижской со сносом исторических зданий.

Что осталось на месте снесенного поста

Снесенный пост механической централизации располагался в центре музейной экспозиции. Там размещалась охрана. Возможно, не лучшее назначение, но, по крайней мере, оно позволяло продолжать существовать зданию 1901 года постройки.

«Архнадзор» еще в 2022 году предупредил, что пост централизации – самое ценное здание станции, которому угрожает наибольшая опасность.

Здание поста централизации на Рижском музее, когда здесь был музей. Автор фото неизвестен
Здание поста централизации на Рижском музее, когда здесь был музей. Автор фото неизвестен

«Уехавший музей оставил после себя ряд исторических зданий. Они не имеют охранного статуса и, вероятно, не могут его получить в какой-либо перспективе, учитывая склонность московских властей отказывать в придании новым зданиям заветного статуса объекта культурного наследия – особенно на местах, запланированных под новую застройку. А отсутствие статуса в московских условиях практически равно сносу», – говорилось в статье Юрия Егорова.

И вот 14 апреля 2023 года на сайте watertowers.ru появилось сообщение о том, что здание поста централизации снесено.

Снесенное здание поста централизации на Рижском вокзале. Фото: Дмитрий Колесников / wotertowers.ru
Снесенное здание поста централизации на Рижском вокзале. Фото: Дмитрий Колесников / wotertowers.ru

«Вот что можно было застать вечером. Остатки кирпичного первого этажа… Заботливо уложенные неравнодушным человеком громкоговорители и видеокамеры… Остатки кирпичного первого этажа поста… Традиционная картина: отбитые кирпичи, части неподдавшейся разбитию кладки, фундамент, уходящий глубоко вниз. В левом нижнем углу – кабельный ввод в здание поста», – перечисляет автор, что осталось на руинах здания.

-6

В уже упомянутой статье Юрия Егорова на «Архнадзоре» перечисляются другие исторические здания, не имеющие охранного статуса и оставшиеся без присмотра на Рижском вокзале. В их числе есть и фрагмент водонапорной башни. Ее дальнейшая судьба неизвестна.

Фрагмент бывшей водонапорной башни в окрестностях Рижского вокзала. Фото: Архнадзор
Фрагмент бывшей водонапорной башни в окрестностях Рижского вокзала. Фото: Архнадзор

Не меньшую тревогу вызывают и экспонаты бывшего музея натурной техники, который размещался на Рижском вокзале. Они были перевезены в прошлом году в Лихоборы, где вроде как собираются создать новый музей, однако никакой информации на этот счет пока нет.

Систематический снос

В РЖД в последние годы традиционно допускают систематическое уничтожение исторических построек – причем в разных регионах. Самые нашумевшие – замена исторического вокзала станции Токсово в Ленинградской области на новодел, пожар за несколько дней до предполагаемого сноса деревянного вокзала на о.п. Черный Дор в Тверской области (на заповедной Бологое-Полоцкой железной дороге), превращение в пивную вокзала на станции Моховые Горы под Нижним Новгородом… Список можно продолжать долго.

Как правило, о тех или иных руководителях в истории остаются воспоминания, связанных с их отношением к культурному наследию. В этом смысле нынешний глава РЖД Олег Белозеров обязательно войдет в историю, как руководитель, допустивший массовый снос исторических зданий на вверенной ему территории.