Те, кто давно читает мой канал, очень хорошо уже знакомы из моих рассказов с таким местом на участке Бологое-Великие Луки Октябрьской железной дороги как бывшая станция Чёрный Дор, расположенная на 91-92 км этой линии. Судьба её как многих других станций на рубеже столетий оказалась печальной. В связи с упадком перевозок на Бологое-Полоцкой линии она была закрыта в ноябре 2001 года, а здание вокзала наглухо заколочено в целях консервации с надеждой на то, что времена однажды поменяются и станция вновь станет нужной железной дороге.
Однако этого не произошло, движение поездов на Бологое-Полоцкой линии продолжало угасать и сокращалось и дальше с каждым годом. Пока на данном участке существовало ПЧ (путевая часть) здание вокзала использовалось путейцами в качестве одного из околотков, где они хранили свой нехитрый рабочий инвентарь, путевые сигнальные знаки, планировали работу и укрывались в непогоду в часы обеденного перерыва.
Однако и служба ПЧ вместе с околотками была позднее упразднена, а всех оставшихся после сокращений сотрудников объединили в новую службу ИЧ-4 (инфраструктурная часть), ставшей затем ИЧ-Южная. Здание оказалось полностью брошенным на произвол судьбы и разграбление мародёрами. Заходи кто хочет как говорится. Хотите заглянуть в него внутрь и посмотреть, что же там ещё оставалось в служебных помещениях? Тогда вперёд.
Распахнутые настежь двери вокзала с правого крыла словно приглашают нас зайти в помещение. Сразу за ними видна открытая дверь, которая вела в служебное помещение дежурного по станции (ДСП). Надпись на двери гласит: "Вход посторонним лицам воспрещён".
Но теперь то здесь всем всё можно. Вседозволенность и свободный доступ породили хаос и разруху. Внутри всё перевёрнуто мародёрами вверх дном в поисках чего-нибудь ценного. Вот, например лежит вверх тормашками можно сказать центр управления всей станцией — пульт дежурного станции Чёрный Дор, с которого включали зелёный ещё паровозам.
А на стене осталась нетленно висеть кое какая документация:
"План действий дежурного по станции Чёрный Дор при чрезвычайных ситуациях".
Сколько же тогда до массового сокращения существовало служб в Осташкове: ПЧ, ТЧ, ШЧ, НГЧ, ЭЧ, восстановительный и пожарный поезд, а также штаб гражданской обороны и ЧС. Но всё однажды ушло на этой линии в небытие вместе с последними транзитными поездами, перевозившими по этой линии сырьё в Прибалтику и Беларусь.
Удивительно, но здесь даже сохранилась ещё и служебная мебель, не успели пустить на костёр мародеры и дожидающиеся под открытым небом на платформе прибытие пригородного поезда немногочисленные в этих местах пассажиры.
Под ногами повсюду разбросана всевозможная рабочая документация. По каким то причинам её не передали в своё время архив или просто не уничтожили за ненадобностью. Вот, пожалуйста.
Здание вокзала отапливалось круглыми кирпичными утермарковскими печами в металлическом футляре и несмотря на высокие вокзальные потолки и окна в его помещениях всегда было тепло.
С одной из таких мародёры уже успели успешно ободрать весь металл.
В следующем вокзальном помещении на стене хорошо сохранился стенд для размещения страниц из традиционной для железнодорожников газеты "Гудок".
Далее захожу в закуток, в котором располагалась билетная касса.
"А зал ожидания, сколько страстей, судеб человеческих свершилось в этих казённых стенах..."
А.Б. Вульфов, цитата их художественно-документального кинофильма "Бологое-Полоцкая", кинофирма М-фильм, 1997год.
Перевёрнутая массивная деревянная скамья с прямой спинкой для пассажиров с резными вензелями того самого могущественного ведомства МПС, поистине государства в государстве, которое ведало всей сетью российских железных дорог начиная с царских времён.
Вернул её в нормальное положение.
Одну такую скамью, сохранившуюся здесь лучше остальных, нам чудом удалось спасти и вывезти отсюда.
Теперь она занимает своё почётное место и по-прежнему приносит людям пользу на соседней станции этой линии Куженкино, где был создан целый музейный комплекс посвященный истории Бологое-Полоцкой линии. Хорошо, что там мы это всё можем увидеть ещё своими глазами, показать своим детям и внукам, вспомнить о былом.
Я хорошо знал, что вокзал вот вот должны по плану снести, поскольку уже видел телеграмму, в которой Московская дистанция гражданских сооружений уведомляла о том, что согласно полученного разрешения в период с 19.07.2021 по 23.07.2021 будут производиться работы по демонтажу здания вокзала бывшей станции Чёрный Дор.
Поэтому мне хотелось в последний раз прикоснуться к этим стенам, к уходящей эпохе деревянных вокзалов, построенных в этой глуши ещё до революции вместе с проложением самой линии Бологое-Полоцк.
Находиться в его стенах было крайне не безопасно. Кровля в любой момент могла сложиться и накрыть тех, кто рискнул на свой страх заглянуть внутрь здания.
Только и гляди, чтобы всё в один миг не сложилось как карточный домик.
Уже выходя из здания вокзала, мы сделали последний прощальный снимок. Это было 18 июля.
А через пару дней узнал, что 19 июля вокзал полностью сгорел и таким образом был демонтирован... Понятно, произвести полный демонтаж здания стоит очень дорого, а поджечь и убрать после пожара остатки — это дёшево.
Хотя в моей детской памяти он остался вот таким обжитым и уютным, с разбитыми клумбами перед песчаной пассажирской платформой, с высокими вокзальными окнами, белоснежными занавесками и цветущими бегониями, заботливо поставленными на подоконниках помещения дежурного по станции.
Все фото автора (с).
Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram