Факторы влияющие на возникновение деструктивного перфекционизма исходят из детства человека,его отношений со значимыми близкими, обычно это родители.
Признаки деструктивного и конструктивного перфекционизма,а также его видов я описала статье ПЕРФЕКЦИОНИЗМ помощь или вред? Конструктивный и деструктивный перфекционизм
Выделяют четыре типа детского опыта влияющего на формирование мышления,посредством которого развивается невротический перфекционизм:
1. Стандарты и ожидания родителей чрезмерно высокие. Сопровождаются косвенной, не прямой критикой
2. Слишком критичные и требовательные родители
3. Одобрение родители не выражают совсем или очень мало
4. Родители сами перфекционисты и ребенок научается этому конструкту перенимая у них перфекционистское мышление и поведение.
Во всех случаях ребенок чувствует свою ценность и принятие родителей только когда он выполняет стандарты которых ожидают от ребенка родители. В лучшем случае ребёнка хвалят за успешное выполнение и тогда он в дальнейшем использует перфекционизм для получения одобрения от других людей,тем самым поддерживая свою ценность. В худшем случае родители критикуют, наказывают за недостижения и ошибки и не хвалят при выполнении их стандартов. Такие люди склонны к обесцениваю своих результатов,признавая их как что-то само собой разумеющиеся. Возникновение перфекционизма тесно связано с темой принятия ребёнка значимыми близкими.Перфекционизм при этом это способ который призван помочь избежать критики и/или наказания. А так же для того чтобы увеличивать свою ценность через чрезмерные усилия. Учитывая то что при перфекционизме ощущение собственной ценности зависит от принятия и оценок других людей и/ или оценки самого себя через призму идеальности, самооценка перфекциониста является шаткой, изменчивой и неустойчивой к критике.
Как же вырастить ребёнка свободным от деструктивного перфекционизма?
1.Если вы выявили у себя склонность к деструктивному перфекционизму займитесь собой. Помните,что ваш ребёнок берет с вас пример,перенимает жизненные сценарии, установки и формы поведения. Перфекционизм особенно передается от родителя к ребёнку с которым он одного пола. И если у вас имеется перфекционизм,то он будет транслироваться ребенку,даже если вы думаете что это не так.
2.Не ставьте перед ребенком сложно выполнимые цели. Цели должны соответствовать развитию и склонностям именно Вашего ребёнка,а не модным представлениям или вашим личным ожиданиям каким он должен быть!
3.Хвалите ребёнка за его старания,приложенные усилия,за оценки ниже самых высоких,а не только за отличный результат. Тогда ребёнок будет испытывать удовольствие от выполнения заданий и не испытывать ужаса при получении не лучших результатов.
4. Не ругайте ребёнка за ошибки! Объясните ему что ошибки делают все люди и в этом нет ничего страшного. Научите ребенка анализировать ошибки и относиться к ним как к опыту который помогает развиваться. Это важно для того чтобы ребенок хотел пробовать делать снова и с учётом нового знания.
5. Говорите ребёнку про свои чувства, выражайте свои принятие и любовь безотносительно к его достижениям. Тогда ребёнку не потребуется быть совершенным и заслуживать любовь, он будет знать что ценен и любим вне зависимости от его достижений.
6. Поддерживайте ребёнка, помогайте ему если видите что задание для него ещё тяжело выполнимо. Будьте для него опорой и наставником. Важно чтобы ребенок знал что может положиться на вас в случае когда ему сложно.
7.Не ставьте ребёнка в положение сравнения с более успешными в чём то детьми.Приводите в пример ребёнку его прошлый опыт. В этом случае формируется привычка сравнивать себя с собой, понимая в чём он вырос, а где может делать лучше,но по каким то причинам не делает.
8. Будьте внимательны к проявлениям ребёнка.Проясняйте что с ним,если видите что он начинает проявлять признаки перфекционизма. Хоть родители и являются главными людьми которые влияют на ребёнка,но так же много и других сфер в которых есть авторитеты и высокие стандарты, имеющие влияние на формирование личности ребёнка. В основном это учебные и спортивные заведения. Поэтому так важно вовремя замечать и проговаривать с ребенком его сложности.
9. При разговоре о ненадлежащем поведении с ребенком не переходите на его личность,не вешайте ярлыки. После разговора дайте понять ребёнку что всё ещё любите и принимаете его, не зависимо от того что он сделал. Важно чтобы ребенок понял что вам не понравилось что-то в его поведении и не воспринял ваши слова как то,что он плох весь сам и вы его таким не принимаете. В противном случае может формироваться ощущение собственной плохости у ребёнка и перфекционизм в дальнейшем играет роль инструмента с помощью которого человек пытается доказать что он нормален и полноценен и заслуживает принятие.
Итак,влияние детского опыта,то каким образом происходит принятие ребёнка родителями,какие стандарты устанавливают значимые взрослые и как оценивают достижения влияют на то будет ли ребёнок иметь деструктивный перфекционизм или нет.
Другие мои статьи на тему перфекционизма:
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ помощь или вред? Конструктивный и деструктивный перфекционизм
Записаться на консультацию можно по телефону 89109897005
Автор: Соболева Мария Юрьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru