Вы знали, что средний срок владеня квартирой в России составляет 20 лет?
Да, средние значения могут быть обманчивы, поому что одна семья меняет квартиры раз в 3 года, а в другой семье квартира переходит по наследству уже в третьем поколении, но мы в любом случае говорим о деле (о продаже квартиры), которое мы делаем достаточно редко.
В этой статье мы поговорим о хоумстейджинге. Homestaging - подготовка недвижимости к продаже с учетом психологических, эстетических и маркетинговых принципов.
Зачем оно надо? Чтобы повысить ценность и привлекательность объекта недвижимости.
Все равно непонятно - зачем заморачиваться и повышать ценность и привлекательность объекта? Большинство собственников уверены, что достаточно выставить объект в продажу, и его обязательно купят. К сожалению, это абсолютно не так.
Сегодня в СПб и ЛО выставлены на продажу около 55 000 объектов недвижимости. Как думаете, сколько из них будут проданы к концу месяца? А за 3 ближайшие месяца?
По разным регионам России ежемесячно продаются от 2,5% до 3% от всех объектов, кторые стоят на продаже. Уточнение - это статиска актуальна для растущено рынка, на падающем рынке скорее всего меньше, но исследование на падающем рынке мы еще не проводили.
Так вот, из 55 000 объектов к концу месяца будут проданы примерно 1 650, и то в лучшем случае. Так что у меня к вам, кважаемый продавец недвижимости, вопрос: сколько времени вы собираетесь стоять на рынке со своей недвижимостью?
Если хотите продать быстро, ваша недвижимость должна быть привлекательной для потенциальных покупателей. Давайте рассмотрим некоторые рекомендации по подготовке квартиры к продаже, чтобы вы могли самостоятельно улучшить ваш объект и продать его.
1 - Деперсонализация квартиры. Простыми словами - обезличивание. Уберите личные вещи, портреты, постеры, фотографии. Нейтральная квартира лучше воспринимается потенциальными покупателями. Пусть те люди, кто будут приходить смотреть вашу квартиру, смогут представить в ней свой быт и мысленно развесить свои фото по стенам.
2 - Дехламихация. Уберите все лишние вещи - спрячьте по коробкам, вывезите в гараж или вовсе выкиньте. Вы живете в квартире или собираетесь ее продать и переехать? Если живете - уберите объявление о продаже! Если собираетесь переехать - наведите порядок.
Каждый раз приходя к собственникам на встречи по продажам их недвижимости, я держу в голове фразу, которую когда-то давно услышал от одного профессионального интерьерного фотографа:
Заходя в некоторые квартиры, создается впечатление, что человека с деньгами здесь не ждут.
Вы ждете человека с деньгами? Тогда вам стоит создать для него комфортные условия, чтобы он заплатил вам за квартиру.
3 - Убедитесь, что подъезд и путь от лифта до квартиры в порядке. Иногда стоит согласовать с управляющей компанией дополнительный выход уборщицы, и даже самостоятельно заплатить за это. Покупатель безусловно оценит чистоту и опрятность внутри дома.
4 - Запахи. Каждая квартира обладает запахом своих хозяев. Это не хорошо и не плохо, это факт. Конечно, лучшее впечатление создать квартира с нейтральным или приятным запахом. Во-первых, перед показом объекта стоит проветрить помещение, и, во-вторых, можно использовать такие благоприятные ароматы, как кофе, корица или цитрус.
5 - Освещение. Квартира лучше выглядит при ярком холодном освещении. Для меня когда-то это стало сюрпризом :) При показе включайте весь свет, который у вас предусмотрен (убедитесь, что все исправно работает).
Последняя рекомендация будет без номера и под звездочкой. Дело в том, что в некоторых квартирах лучше сделать ремонт перед продажей, а в некоторых наоборот не стоит, потому что не оправдано финансово.
Вам НЕ СТОИТ делать ремонт в двух случаях:
- Состояние квартиры сильно уставшее (плохое). В этом случае затраты на приведение квартиры в порядок будут слишком большие и, скорее всего, не окупятся (потратите больше, чем заработаете). Так что просто выходите на рынок и продавайте как квартиу без ремонта.
- Ваш ремонт относительно свежий (без видимых дефектов) и нейтральный.
Вам СТОИТ задуматься о небольшом ремонте, если:
- Цвета оделки далеки от нейтральных (например, преобладают фиолетовые или красные оттенки). В этом случае переклейки обоев (или покраска стен) будет почти всегда достоточно.
- Видны видимые дефекты, такие как сколы, трещины, царапины.
Не стоит вкладывать в подготовку к продаже большие суммы. Все изменения не должны вам обойтись дороже 3-5% от стоимость вашей недвижимости, иначе ваши финансовые затраты просто не окупятся.
Очень часто 50 000 рублей, вложенные в предпроджную подготовку, позволяют продать объект на 100 000 или даже 150 000 рублей дороже.
Вообще, есть еще много других рекомендаций, что можно сделать перед продажей, но я всегда ограничивался именно этими действиями, потому что они лучшие по соотношения трудозатрат к результату. Если вы слышали какие-то интересные идеи по предпродажной подготовке, напишите в комметнарии, обсудим :)